Гоголь сюита завещание описание 2020 год
Альфред Шнитке, «Ревизская сказка». Спектакль Театра на Таганке «Ревизская сказка»
Ревизская сказка – это сегодня один из прекрасных рукописных источников, помогающих в проведении генеалогических исследований. А также это прекрасный спектакль московского Театра на Таганке.
Что такое ревизская сказка?
Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.
Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.
Причём здесь Н. В. Гоголь?
Всем известно, что есть у Николая Васильевича произведение под названием «Мёртвые души». Так вот, основано оно вовсе не на фантазии автора, а на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий, о которых сказано выше. В промежутках между проведениями переписи проходили уточнения. То есть, можно сказать, проводились дополнительные ревизии. Они были призваны установить наличие всех душ, вписанных в сказку во время предыдущей переписи. Если по какой-либо причине человек отсутствовал (умер и так далее), то эти данные фиксировались.
По правилам, уточнения ревизских сказок относили уже к последующей переписи. Отсутствующая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, даже если человек умер. Таким образом государство повышало собираемость подушевого налога. Но для нечистых на руку благодаря этому создались прекрасные условия для использования этого правила в своих целях. Именно факт такого злоупотребления и отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».
«Ревизская сказка» театра на Таганке
«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.
Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.
Музыка к спектаклю
«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор Альфред Шнитке. «Ревизская сказка» неслучайно была до такой степени наполнена музыкой. Николай Васильевич был человеком очень музыкальным. Он придавал огромное значение этому виду искусства. Писатель знал нотную грамоту. По сюжетам его произведений были созданы оперы. Творение А. Шнитке «Ревизская сказка» — это постановка, музыка в которой – неотъемлемая часть, у неё здесь важная роль, благодаря ей создаётся на сцене театра необходимое пространство и время действия.
Сюжетная линия в музыке
Сюита А. Шнитке, которая звучит во время «Ревизской сказки», состоит из восьми частей:
Персонажи спектакля
Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя:
- Павел Иванович Чичиков.
- Аксентий Иванович Поприщин.
- Андрей Петрович Чертков.
- Акакий Акакиевич Башмачкин.
- Испанский король Фердинанд VIII.
- Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа — в театре.
Краткое содержание спектакля
После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.
Автор идеи спектакля
Юрий Петрович Любимов — актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» — родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году он с родителями, старшим братом и младшей сестрой переехал в Москву. В 1934 году Ю. Любимов поступил в школу-студию при МХАТ-2. В 1936 году он был принят в училище при Театре имени Е. Вахтангова. После окончания учёбы, в 1941 году, Ю. Любимов был призван в армию, где служил в Ансамбле песни и пляски, организованном для того, чтобы поддерживать боевой дух солдат.
Исполнители ролей
Замечательные актёры были заняты в постановке «Ревизская сказка». Гоголь Н. В. был талантливо сыгран Народным артистом России Феликсом Антиповым. В спектакле играли актёры, известные широкой публике по ролям в кино: Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, а также другие прекрасные артисты.
Почему Гоголь написал такое странное завещание?
Он вообще странный, этот Гоголь. Вот и второй том своих «Мертвых душ» зачем-то сжег в последние дни своей жизни, когда ушел в длительную голодовку. Несправедливо поступил с читателем.
А его «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Только за «словари» искристых украинских понятий в начале сборника можно было назвать Гоголя Писателем. Шедевральность этого произведения понимаешь не сразу — только прочувствовав жизнь. Потому что в них — сама жизнь. А многие школьники Николая Васильевича недолюбливают — понятие не созрело.
Но вернемся к завещанию. Оно появилось в 1845 году — за семь лет до смерти знаменитого писателя (21 февраля 1852 года). И не случайно стало первым в «Избранных местах из переписки с друзьями». Когда читаешь его, кажется, что оно написано совершенно безумным человеком. Гоголь и был таким. Почти. Но завещание его — трезвое, как никогда. Разберемся, почему?
«Завещаю тела моего не погребать по тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».
Да, Гоголь страдал тафефобией — страхом быть живьем похороненным. Но фобия была не случайной. В 1839 году писатель перенес малярийный энцефалит. Это спровоцировало частые обмороки и длительный сон после них. И если читать завещание дальше, Николай Васильевич поясняет, что во время некоторых таких состояний у него замедляется пульс и дыхание так, что его можно принять за умершего. А. А. Иванов, «Портрет Гоголя»
Фото: artchive.ru
Правда, психические расстройства у Гоголя были. Исследователи отрицают шизофрению, которую часто приписывают писателю. Скорее, маниакально-депрессивный психоз. Частые смены настроения, о которых вспоминают современники Гоголя, — тому подтверждение.
Однако не исключено, что страх быть погребенным заживо привел к тому, что к концу жизни Гоголь действительно сошел с ума. К моменту написания завещания он перестал спать и принципиально не ложился в постель (ночная дремота в кресле — не в счет), а под самый конец перестал есть.
Эта гоголевская фобия породила самую знаменитую легенду о том, что писатель действительно умер, будучи уже похороненным. Ссылаются на результаты эксгумации, которая была произведена в 1931 году, когда тело Гоголя переносили с кладбища Свято-Даниловского монастыря на погост Новодевичьего монастыря. Мол, тело было неестественным образом скрючено. Впрочем, эксгумация проводилась через 80 лет после смерти писателя, и подтвердить эти слухи невозможно.
«Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном».
Гоголь утверждал, что те, кому будет нужно, и так сохранят память о нем. Но нет, сейчас на могиле писателя стоит великолепный бюст. Правда, в честь 200-летия со дня рождения писателя, которое отмечалось в 2009 году, было принято решение исполнить волю покойного и восстановить могилу в ее первоначальном виде — камень-голгофа с бронзовым крестом. Рисунок могилы , сделанный художником В. А. Евдокимовым-Розанцовым, 1886 г.
Фото: ru.wikipedia.org
В декабре 2009 года реконструкцию завершили, могилу заново освятили. Вот только казус. Есть версия, что камень, который раньше был на могиле Гоголя, некогда выкупила вдова Михаила Булгакова для того, чтобы установить его на могиле мужа. И, вообразите, так и сделала. Так что для Николая Васильевича пришлось искать новый. Впрочем, это только версия. Возможно, первая голгофа бесследно растворилась во времени.
«Завещаю всем моим соотечественникам (основываясь единственно на том, что всякий писатель должен оставить после себя какую-нибудь благую мысль в наследство читателям), завещаю им лучшее из всего, что произвело перо мое, завещаю им мое сочинение под названием «Прощальная повесть».
Этого произведения нет в списке сочинений, написанных Гоголем. И сам он несколькими строками ниже сообщает: «То, что могло иметь значение по смерти, то не имеет смысла при жизни». Это очередная гоголевская мистификация и проявление юмора, что может свидетельствовать в пользу душевного здоровья писателя. Что подтверждают и следующие за этим пунктом послания. О том, что критиковали его произведения исключительно по делу, а наследство он и рад бы кому-то завещать, да оно украдено — портрет без ведома писателя опубликован.
Ну, слава Богу! Значит, и все вышеизложенное можно считать грандиозной первоапрельской шуткой. Впрочем, отчасти. Только отчасти.
Однако, читая «Вечера на хуторе близ Диканьки», непременно прощаешь автору его душевные слабости. В этом и есть его сила — сила Писателя.
Гоголь сюита завещание описание 2020 год
Rock | Рок запись закреплена
#ClassicalSalon #ШниткеSalon
Предыдущие выпуски рубрики «Классика по воскресеньям» можно найти по ссылке #ClassicalSalon@rock_music_on.
«Каждый человек всю жизнь имеет дело с самой большой загадкой — самим собой. А разгадки нет». (из дневника Альфреда Шнитке)
Тем, кто увлекается театром, должно быть хорошо известно имя режиссёра Юрия Любимова. По сей день он продолжает ставить спектакли на лучших сценах России, Европы и Америки. Однако первое, что приходит на ум при упоминании фамилии Юрия Петровича, это, конечно, поднятый им с колен Театр на Таганке. Прежде чем в 1964 году главным режиссером стал Любимов, «Таганка» была одним из наименее посещаемых московских театров. С приходом Любимова все резко изменилось. В новую труппу вошло множество молодых талантливых артистов: Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Владимир Высоцкий, чуть позже — Леонид Филатов. «Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр. В 60-70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы».
В 1978 году яркой премьерой Театра на Таганке стал спектакль «Ревизская сказка» по произведениям Николая Васильевича Гоголя. В сценарий вошли отрывки сочинений великого писателя, фрагменты его переписки с друзьями и многое другое. Главным героем пьесы стал сам Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей собственных произведений: Чичикова, Черткова, Башмачкина, Поприщина — по совместительству испанского короля Фердинанда VIII.
Авангардный замысел требовал соответствующего музыкального сопровождения: на роль композитора пригласили крупнейшего российского авангардиста Альфреда Гарриевича Шнитке, который, к тому же, очень любил творчество Гоголя. «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального — все это, конечно, повлияло на меня в стильной степени, — признавался Шнитке. — Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». «Мысли писателя и композитора во многом были созвучны — оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского. «
Шнитке прекрасно осознавал важность роли музыки в спектаклях Любимова: «Она воссоздает пространство и время действия. На сцене Театра на Таганке, маленькой и неглубокой, декорации, по сути дела, невозможны, разве лишь символические. Поэтому приходится создавать иллюзорное пространство при помощи музыкальной и звуковой фонограммы. Это воображаемое звуковое пространство, продолжающее реальное, зримое, имеет перед последним большое преимущество. Оно способно дышать, мгновенно вырастать и сжиматься, и таким образом вызывать в зрительском восприятии иллюзию перемены места действия».
Особая роль в создании «Гоголь-сюиты», основанной на музыке к спектаклю, да и во всей судьбе Альфреда Шнитке, принадлежит дирижеру Геннадию Рождественскому. «Он начал исполнять музыку композитора еще в 60-е годы, не обращая внимания на запреты. Именно Геннадий Рождественский стал первым исполнителем многих его произведений. Он же впервые исполнил и записал все симфонии Шнитке». Что же касается «Гоголь-сюиты», Рождественский стал полноправным соавтором композитора, создав оркестровую редакцию произведения. По его словам, музыка Шнитке представляет собой нечто большее, чем просто музыка к спектаклю. «Это ярчайший образец симфонического театра. Здесь, на эстраде концертного зала нет никаких декораций, здесь нет даже актеров. Тем не менее, перед нами разворачивается симфонический спектакль, по силе своего воздействия стоящий на уровне лучших партитур русской советской театральной. музыки».
Произведение Шнитке, как и сочинения Гоголя, «переносит нас в страшную сказку о правде жизни. Парадоксально, что вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, на сплошных банальностях! Разорванная фактура, разорванные мелодические линии, скачущие мысли. Слушая эту музыку, вполне возможно, вы будете смеяться, но только сначала. «
«Гоголь-сюита» — это сменяющие друг друга яркие и колкие сатирические зарисовки. За зловещей вступительной увертюрой, пафосно пародирующей Пятую симфонию Бетховена, следует эпизод «Детство Чичикова». Для лучшего понимания музыки, давайте представим, что происходило перед зрителями в этот момент действа. «На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров. Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» — все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо. «
«Портрет» рассказывает «о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров».
«Шинель в спектакле — не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь».
«Фердинанд VIII» — монолог Аксентия Ивановича Поприщина, главного героя повести Гоголя «Записки сумасшедшего», считающего себя испанским королем и делящегося с публикой своими соображениями об устройстве человека и мира. В оркестре роль Поприщина отведена дирижеру.
«Чиновники. Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник. » Герой шестой части сюиты — безымянный чиновник-балетоман. «Тело его, чиновника грешного, за департаментским столом, а душа — душа его в театре. В храме Терпсихоры душа его. А какой балет он любит больше всего, вы догадаетесь сами».
«Бал». «В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются. хохочут. » Заканчивается весь этот фарс жутким, очень «гоголевским» «Завещанием».
Чтобы подытожить все сказанное, следует отметить, что Николай Васильевич Гоголь был человеком очень музыкальным и весьма образованным в этом направлении. Его перу принадлежит статья «Скульптура, живопись и музыка «, в которой есть потрясающие строки: «Скульптура, живопись, музыка — три чудные сестры, посланные украсить и усладить мир. Без них он был бы пустым. Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. О, будь же нашим хранителем, спасителем Музыка! Не оставляй нас. Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай и гони хоть на мгновенье этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром. Пусть при могущественном ударе смычка Твоего смятенная душа грабителя почувствует хоть на миг угрызения совести, спекулятор порастеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость, невольно выронит слезу перед созданием таланта».
#classical #avantgarde
Исполнители выпуска:
Malmö Symphony Orchestra, дирижер — Лев Маркиз.
краткое содержание «портрет»-гоголь сюита помогите пожалуйста срочно краткое содержание
О произведении
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Заключение
Тест по повести
Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.
Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете читать онлайн на нашем сайте либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.
Главные герои
Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.
Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.
Другие персонажи
Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.
Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.
Краткое содержание
Часть 1
В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет ««работы высокого художника»». На картине был изображен ««старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым»», при этом особенно выделялись его глаза.
Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и ««выпрыгнул из рам»». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.
Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье.
Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать ««дефекты»» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.
Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. ««Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин»». Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.
Часть 2
Самый разгар аукциона. На кону портрет ««какого-то азиатца»» с ««необыкновенной живостью глаз»». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.