Изучение наследования признаков по родословной проект 2020 год

Изучение наследования признаков передаваемых по родословной линии.ppt — Презентация по биологии «Изучение наследование признаков передаваемых по родословной линии». Задачи для 9 и 10 класса.

Решение задач
Решение задач
с анализом
с анализом
родословныхх(Подготовка к ЕГЭ)
родословны

III
Алиса
Алиса
Людвиг Iv
Людвиг IV
Генрих
Генрих
Александр
Ирена Фридрих Александра
Ирена
Фридри
а
х
Николай
Николай II
II
Вольдема
Вольдемар
р
Сигизмун
Cигизмунд
д
Генрих
Генрих
Ольг
Алексе
Ольга Тат ьяна Мария Анаст асия Алексей
а
Анастаси
Татьяна
Мария
я
й
Срибная А.И.
Учитель «МКОУ Михайловская СОШ № 2»
1
Алиса Людвиг IV Генрих Ирена Фридрих Александра Николай II Генрих Cигизмунд Вольдемар Ольга Татьяна Мария Анастасия Алексей I II III

Основные понятия
• Генеалогия ­ (с греч. genealogia ­
родословная) вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая
происхождение и родственные связи
исторических лиц, родов, фамилий,
в более широком смысле — наука
о родственных связях вообще.
• Генеалогическое древо­
схематичное представление
родственных связей в виде
условно­символического «дерева»

Генеалогическо
е древо князей
киевской Руси
2

•Генеалогический метод­
изучение наследственных признаков человека по
родословной, позволяет установить
тип и характер наследования признака..

III
Алиса
Людвиг IV
Алиса Людвиг IV
Генрих
Ирена Фридрих Александра
Фридрих
Александра
Николай II
Николай II
Вольдемар
Вольдемар
Cигизмунд
Генрих
Генрих
Ольга Тат ьяна Мария Анаст асия Алексей
Алексей
3
Алиса Людвиг IV Генрих Ирена Фридрих Александра Николай II Генрих Cигизмунд Вольдемар Ольга Татьяна Мария Анастасия Алексей I II III

•Родословные аристократических семей помогли
установить закономерности наследования многих
заболеваний (например­ гемофилии).
Семья Николая II
Алексей
4

аутосомное
сцепленное с
полом
Х-
хромосомой
У-
хромосомой
доминантн
ое
рецессивно
е
5

Символика, принятая при построении
родословного древа человека
­женщина
­ мужчина;
­брак
­ дети и порядок их рождения
­обладатели признака
Для аутосомного наследования признака введем
обозначения генов:
А — доминантная аллель,
а — рецессивная аллель,

Для наследования, сцепленного с полом:
введем обозначения :
Х
­доминантное наследование
ХА
Y А
Ха
Y а
­рецессивное наследование
Y
7

Алгоритм действий
Приступая к решению задачи:

1.Определите тип наследования признака
(доминантный или рецессивный)
• наблюдается ли расщепление признака­ рождения детей,
обладающих признаком, если у родителей этот признак
не проявляется;
• есть ли случаи рождения детей без изучаемого признака,
если оба родителя им обладают;
• часто ли встречается изучаемый признак в поколениях
или нет;
• какая часть потомства несет признак в семьях, если его
обладателем является один из родителей.

2.Определите, наследуется ли признак
сцеплено с полом:
как часто встречается признак у лиц обоих полов;



если встречается редко, то лица какого пола
несут его чаще;
лица какого пола наследуют признак от отца или
матери, несущих признак.
9

Задача №1
По родословной установите характер
проявления признака, выделенного чёрным:
1. доминантный или рецессивный,
2. сцеплен или нет с полом,
3. определите генотип родителей,
4.определите генотип F1 и F2

Решение:
F1
1.Признак доминантный, т. к. проявился в F1
F2
2. Не сцеплен с полом т. к. проявился у особей обоего
пола
3. Генотип родителей: аа, Аа­ гетерозиготен
Генотипы:

Задача №2
По родословной установите характер
наследования признака, выделенного
чёрным:
1. доминантный или рецессивный,
2. сцеплен или нет с полом,
3. определите генотип родителей,
4. определите генотип F1 и F2
F1
F2
12
По родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным:1. доминантный или рецессивный,2. сцеплен или нет с полом,3. определите генотип родителей, 4. определите генотип F1 и F2

Решение:
1. Признак рецессивный, т. к. не проявился в F1
F2
F1
2. Не сцеплен с полом т. к. равно проявился у
особей обоего пола
3. Генотипы родителей: аа, АА, т.к. в F1
нет расщепления признака
4. Генотипы F1: Аа, Аа, Аа;

5. Генотипы F2: аа, аа

Задача №3
По родословной установите характер
проявления признака, выделенного чёрным:
1. доминантный или рецессивный,
2. сцеплен или нет с полом,
3. определите генотипы родоначальников,
4.определите генотипы детей во втором
поколении .(F2)
F1
F2
14

Решение:
F1
F2
1. Признак рецессивный, т. к. произошло
расцепление признака в F1.
2. Следовательно Р гетерозиготные .
3. Генотипы обоих родителей: Аа
4. Не сцеплен с полом, ни с Х­хромосомой, т.к.
проявился бы у сына в F2 (его мать гомозиготна по
рецессивному гену), ни с Y­хромосомой, иначе
проявился бы у отца и сыновей в F1 и F2 ).
5. Генотипы F2: у всех Аа­ гетерозиготны.
15

Задача №4
По родословной установите характер
наследования признака, выделенного
чёрным:
1. доминантный или рецессивный,
2. сцеплен или нет с полом,
3. определите генотип родителей,
4. определите генотип F1.
F1
F2
16
По родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным:1. доминантный или рецессивный,2. сцеплен или нет с полом,3. определите генотип родителей, 4. определите генотип F1.

Читать еще:  Сцепленный с полом тип наследования 2020 год

Решение:
F1
F2
1. Признак доминантный, т.к. проявился в F1.
Сцеплен с полом, с Y­хромосомой, т.к.
проявляется только у лиц мужского пола.
2. Генотипы обоих родителей: ХХ; ХY

А
А
Генотип F1: у обеих дочерей­ ХХ; у сына­ ХY.
3.
17

Исследовательская работа по биологии «Родословная моей семьи»

Исследовательская работа Шабалина А. «Родословная моей семьи» помогает глубже понять генеалогический метод изучения своей родословной, понять характер наследования определенного признака (в моей работе цвет волос) и оценить вероятность его появления в будущем у членов семьи. Работа содержит материал о генеалогическом методе изучения генетики человека (диагностика, суть метода, умение составлять родословную и т. д.), также в работе даны результаты проведенных исследований, схема генеалогического древа моей семьи и даны выводы по теме моей работы. В работе были использованы устные источники, данные о рождениях, бракосочетаниях, смертях из личного архива семьи Шабалиных-Васильевых.

Скачать:

Вложение Размер
rodoslovnaya_moey_semi.docx 96.52 КБ
prezentatsiya.pptx 221.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района.

Исследовательская работа по биологии

тема: «Родословная моей семьи».

Автор: Шабалин А. , ученик 11б класса муниципального казенного общеобразова-тельного учреждения «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района

Научный руководитель: Гашина Наталья Викторовна , учитель биологии муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района

с. Самбург, 2012 г

Исследовательская работа «Родословная моей семьи»

ЯНАО, село Самбург, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района, 11б класс

Научная статья (описание работы)

1. Генеалогический метод изучения генетики человека

1.4. Изучение родословной

2. Результаты исследования

Научная статья (описание работы)

1. Генеалогический метод изучения генетики человека

По мере улучшения качества медицинской помощи наследственные заболевания приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. При этом наследственные болезни диагностируются не всегда, даже в клинических условиях. Диагностика наследственной патологии – сложный и трудоемкий процесс. В медицинской генетике применяются как клинические и параклинические, так и специальные генетические методы. Для установки диагноза ненаследственного заболевания достаточно общего клинического и лабораторного обследования. Общие клинические методы также позволяют диагностировать наиболее известные и распространенные наследственные заболевания, поскольку их клиническая картина была хорошо известна еще до установления наследственной природы (синдром Дауна). Но и в этих случаях возможны диагностические ошибки. Постановка диагноза происходит в два этапа: общее клиническое обследование больного в соответствии с современными требованиями и при подозрении на наследственную болезнь проведение специализированного дифференциально-диагностического обследования. Полного клинического обследования обычно достаточно для диагностики таких наследственных заболеваний, как ахондроплазия, хорея Гентингтона, ретин бластома. Однако широкий клинический полиморфизм наследственных болезней, их фенокопии, частичное совпадение симптомов разных заболеваний (наследственных и ненаследственных), необходимость выявления гетерозиготных носителей требуют применения специальных генетических диагностических методов, которые всегда более точны, чем клинические. Рассмотрим их подробнее.

Генеалогический метод относится к наиболее универсальным методам в медицинской генетике. Этот метод помог установить закономерности наследования очень большого числа самых различных признаков у человека, как нормальных, подобных цвету глаз, цвету и форме волос и т.п., так и сопутствующих наследственным болезням. Генеалогический метод – метод родословных. Он основан на составлении и анализе родословных, при помощи чего возможно прослеживание болезни (или признака) в семье или роду. В медицинской генетике этот метод называется клинико-генеалогическим. Суть метода сводится к выявлению родословных связей и прослеживанию патологического признака среди дальних и близких прямых и непрямых родственников. С его помощью может быть установлена наследственная обусловленность изучаемого признака, а также тип его наследования. Этот метод позволяет изучить интенсивность мутационного процесса, оценить экспрессивность и пенетрантность аллеля. Он складывается из двух этапов: составления родословной и генеалогического анализа.

1.3. Составление родословной

При составлении родословной исходным является человек – пробанд, родословную которого изучают. Как правило, это и есть больной, или носитель признака, наследование которого необходимо изучить. Родословная может собираться по одному или нескольким признакам. В последнем случае может быть выявлен сцепленный характер их наследования, что используется при составлении хромосомных карт. В зависимости от цели исследования родословная может быть полной или ограниченной. Необходимо все же стремится к наиболее полному составлению родословных, а для этого необходимы сведения не менее чем о 3-4 поколениях семьи пробанда. Составление родословной сопровождается краткой записью о каждом члене родословной с точной характеристикой его родства по отношению к пробанду (легенда родословной). Необходимо также отмечать обследованных и необследованных на наличие исследуемого признака. Получение сведений о родственниках — непростая задача. Пациенты зачастую не знают о болезнях родственников или предоставляют неверные сведения. Для получения более точных сведений применяют анкетирование, а иногда и полное клиническое и лабораторно-генетическое обследование родственников.

1.4. Изучение родословной

При анализе родословных в первую очередь необходимо установление наследственного характера признака. Если в родословной встречается один и тот же патологический признак несколько раз (на протяжении нескольких поколений), то, вероятно, он имеет наследственную природу. Далее необходимо установить тип наследования (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, Х-сцепленный доминантный или рецессивный, Y-сцепленный). Определение типа наследования в конкретной родословной является серьезной генетической задачей, для ее решения врач должен иметь специальную подготовку.

Существует несколько методов изучения генетики человека: близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенетический; один из самых интересных и доступных – генеалогический. Он основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Генетический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен конце XIX века Ф. Гальтоном, а система обозначений в родословных была предложена Г. Юстом в 1937 году. Известный американский генетик Курт Штерн считал, что все люди на земле связаны между собой той или иной степенью родства.

Генеалогический анализ является самым распространенным, наиболее простым и одновременно высоко информативным методом, доступным каждому, кто интересуется своей родословной и историей своей семьи.

Основателем генеалогического метода изучения наследственности считается немецкий историк О. Лоренц, опубликовавший в 1898 году учебник генеалогии, в котором рассматриваются закономерности происхождения различных семейных заболеваний. В 1912 году американский евгенический институт впервые опубликовал образцы прямолинейных родословных таблиц, которые используются до настоящего времени, не претерпев, практически, никаких изменений.

Основные закономерности наследственности, установленные для живых организмов, универсальны и в полной мере справедливы и для человека. Вместе с тем как объект генетических исследований человек имеет свои преимущества и недостатки.

Для людей невозможно планировать искусственные браки. Еще в 1923 г. Н.К. Кольцов отмечал, что «. мы не можем ставить опыты, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, какие у них будут дети». Однако эта трудность преодолима благодаря прицельной выборке из большого числа брачных пар тех, которые соответствуют целям данного генетического исследования.

В значительной мере затрудняет возможности генетического анализа человека большое число хромосом — 2п=4б. Однако разработка новейших методов работы с ДНК, метода гибридизации соматических клеток и некоторых других методов устраняют эту трудность.

Изучать родословные великих людей, наших соотечественников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, ветвью какого древа являешься ты и где твои корни…

Я работал над составлением родословной своей семьи почти год. Информацию о своих предках я узнавал в основном из рассказов родителей, бабушки, дедушки.

Когда-то свою генеалогию знали многие семьи, что помогало установить закономерности наследования многих признаков.

При составлении генеалогического древа я рассматривал подробно лишь его составляющую по материнской линии, так как информацию о папиной родне было получить достаточно трудно: они живут далеко, необходимо больше времени. Но я этим займусь в ближайшее время.

В своей работе над родословной я проследил наследование цвета волос (светлые волосы).

Работая над составлением родословной моей семьи, я выяснил, что корни ее уходят к двум родоначальным фамилиям – это семья Васильевых и семья Богдановых. Мой прадедушки по маминой линии Васильев С. П. и Богданов А. Я., мои прабабушки – Кидакова А. Я. и Колодешникова А. С. В семье Васильевых было девять детей, из которых живы сейчас четверо, в том числе и мой дедушка Васильев В. С. (1951г.р.). В семье Богдановых было трое детей, из которых жива только моя бабушка Васильева Т. А. (1950г.р.). У моих бабушки и дедушки двое детей Шабалина С. В. (моя мама) и Васильев А. В.

У моего дедушки Васильева В. С. темный цвет волос, а у бабушки Васильевой Т.А. светлые волосы. Оба ребенка дедушки и бабушки – моя мама и мой дядя имеют светлые волосы. Отсюда можно сделать вывод по моей работе, что в моей семье по материнской линии светлый цвет волос доминантный, а темный – рецессивный (схема 1)

Генеалогический метод изучения генетики человека. Его задачи. Сравнительная характеристика родословных с А-Д и Х-Д типом наследования признака.

Генеалогические методы используются для определения наследственного или ненаследственного характера признака, доминантности или рецессивности, картирования хромосом, сцепления с полом, для изучения мутационного процесса.

При составлении родословных применяют стандартные обозначения. Персона (индивидуум), с которого начинается исследование, называется пробандом (если родословная составляется таким образом, что от пробанда спускаются к его потомству, то ее называют генеалогическим древом). Потомок брачной пары называется сиблингом, родные братья и сестры — сибсами, кузены — двоюродными сибсами и т.д. Потомки, у которых имеется общая мать (но разные отцы), называются единоутробными, а потомки, у которых имеется общий отец (но разные матери) — единокровными; если же в семье имеются дети от разных браков, причем, у них нет общих предков (например, ребенок от первого брака матери и ребенок от первого брака отца), то их называют сводными. При родословной должна быть легенда, т. е. пояснение к принятым обозначениям. При близкородственных браках высока вероятность обнаружения у супругов одного и того же неблагоприятного аллеля или хромосомной аберрации.

На основании генеалогического анализа дается заключение о наследственной обусловленности признака.

В кариотипе человека содержится 44 аутосомы и 2 половых хромосомы – Х и Y За развитие женского пола у человека отвечают две Х-хромосомы, т. е. женский пол гомогаметен. Развитие мужского пола определяется наличием Х– и Y-хромосом, т. е. мужской пол гетерогаметен.

Признаки, сцепленные с полом – это признаки, которые кодируются генами, находящимися на половых хромосомах. У человека признаки, кодируемые генами Х-хромосомы, могут проявляться у представителей обоих полов, а кодируемые генами Y-хромосомы – только у мужчин.

Различают Х-сцепленное и Y-сцепленное (голандрическое) наследование.

Так как Х-хромосома присутствует в кариотипе каждого человека, то и признаки, наследуемые сцеплено с Х-хромосомой, проявляются у представителей обоих полов. Женщины получают эти гены от обоих родителей и через свои гаметы передают их потомкам. Мужчины получают Х-хромосому от матери и передают ее своему потомству женского пола.

Различают Х-сцепленное доминантное и Х-сцепленное рецессивное наследование. У человека Х-сцепленный доминантный признак передается матерью всему потомству. Мужчина передает свой Х-сцепленный доминантный признак лишь своим дочерям.

Y-сцепленные гены присутствуют в генотипе только мужчин и передаются из поколения в поколение от отца к сыну.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9868 — | 7425 — или читать все.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Презентация на тему «Закономерности наследования признаков в моей семье»

  • Скачать презентацию (2.51 Мб) 38 загрузок 4.0 оценка

Закономерности наследования признаков в моей семье

Выполнила: ученица 11 класса МОУ СОШ № 6 имени Крылова И.В. Астанаева Марина

Руководитель: Курбанова С.В.

Цель:проследить закономерности наследования признаков в моей семье

  • Вспомнить основные типы наследования генов
  • Углубить представление о законах наследования признаков в ходе индивидуального решения генетических задач
  • Составить родословную моей семьи, отражающей наследование рассматриваемого признака
  • Объект исследования:фенотипические особенности членов моей семьи.
  • Гипотеза: Возможно, что наследование признаков в моей семье осуществляется согласно основным законам классической генетики.

Генетика – чрезвычайно сложная и интересная наука.

  • Круг задач, которые решает генетика крайне обширен, и в настоящее время он все больше увеличивается.
  • Генетика позволяет прогнозировать наследование тех или иных признаков организмов.

Типы наследования генов

“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» – так начинается роман Л.Толстого «Анна Каренина». Конечно, автор имел в виду психологическую атмосферу семьи.

С точки зрения генетики счастливыми семьями считаются те, в которых нет детей с наследственными заболеваниями.

Моя мама -обладательница роскошных волнистых волос

Интересно, как происходит наследование волнистых волос в моей семье?

Закономерности наследования признаков в моей семье

  • Изучив дополнительную литературу, я узнала, что признак «вьющиеся/волнистые/ прямые волосы» наследуется по аутосомному промежуточному типу.
  • Случаи, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип, называют неполным доминированием.

Таблица «Ген- признак-генотип-фенотип»для данного типа наследования выглядит следующим образом:

  • Сохраняются ли законы Г.Менделя при неполном доминировании?
  • Узнаем это при решении задачи на промежуточное наследование, используя данные фенотипов членов моей семьи.
  • Неполное доминирование ни в коей степени не отменяет закон расщепления!
  • Моя гипотеза о том, что наследование признаков в моей семье происходит согласно основным законам генетики, подтвердилась!
  • Составлю схему родословной моей семьи по исследуемому признаку.
  • Предлагаю рассмотреть несколько поколений.

Моя родословная

Выводы:

  • В ходе работы над проектом я вспомнила основные типы наследования генов.
  • На основе ранее полученных знаний отработала механизм решения генетических задач, составления родословной.
  • Еще раз убедилась в том, что законы классической генетики имеют универсальное значение и в полной мере применимы для изучения наследственности человека.

Использованная литература

  • Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: профил. уровень/ П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц и др.; Под ред. В.К.Шумного, Г.М.Дымшица.- М.:Просвещение,2008
  • Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector