Кому разрешат торговать алкоголем через интернет

Кому разрешат торговать алкоголем через интернет

Минфин предлагает разрешить бизнесменам продавать алкоголь через интернет. Законопроект в начале пути: он только прошел общественные слушания — дальше его будут рассматривать в Правительстве, Госудме, Совете Федерации. Если проект пройдет все эти этапы, его подпишет президент. По задумке авторов, закон должен вступить в силу в два этапа: сначала через интернет разрешат продавать пиво и марочные вина, спустя год — остальные спиртные напитки.

Какие существуют законы о продаже спиртного?

Производство и реализация алкогольных напитков в России регулируются Федеральным законом №171-ФЗ. Согласно Статье 16, параграфу 2, подпункту 14, продавать алкоголь через нестационарные торговые объекты, в том числе с доставкой на дом, нельзя.

Официально продажа алкоголя в России допустима только через точки розничной торговли.

При этом на законодательном уровне определена даже их площадь: не менее 50 м2 в крупных населенных пунктах и 25 м2 в сельской местности. По закону все сделки купли-продажи должны проводится в магазинах, супермаркетах и прочих стационарных местах розничных продаж.

Продавец спиртного обязан иметь лицензию на осуществление торговли алкогольными напитками. Ее копия должна присутствовать в торговом зале – на стенде Уголка потребителя или в другом легкодоступном месте.

Что мешает легализации

Против легализации продаж алкоголя в интернете выступает Минздрав. Ранее ведомство уже отклоняло законопроект. В этот раз оно также не готово его поддержать, сообщили РБК в пресс-службе министерства. Снятие запрета на дистанционную продажу алкоголя противоречит основополагающим принципам законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции, считают в министерстве. Ограничение розничной продажи по территориальной доступности — одна из мер концепции по снижению злоупотребления и профилактике алкоголизма, напомнили в пресс-службе. Появление возможности доставки алкоголя существенно ослабит ограничения территориальной доступности, считают в министерстве. Также продажа в интернете будет сопровождаться демонстрацией продукции, что, по сути, будет являться рекламой алкоголя, которая в России запрещена законом, отметили в пресс-службе. Также, согласно позиции ведомства, снятие запрета на дистанционную торговлю алкоголем будут препятствовать достижению одной из целей концепции демографической политики по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет и продолжительности здоровой жизни до 66 лет к 2025 году.

В пояснительной записке к законопроекту разработчиками указано, что он не противоречит концепции госполитики по снижению злоупотребления алкоголем, поскольку одним из ее положений является повышение эффективности регулирования. Реализация проекта обеспечит более эффективное регулирование интернет-торговли, чем «политика запретов», считают авторы законопроекта.

Почему легализация продаж онлайн не будет способствовать росту алкоголизма

Сейчас для совершеннолетних людей, которые хотят употребить алкоголь, никакой сложности не существует, ограничение продаж по времени или дистанция также не играют роли. Достаточно не только розничных продуктовых магазинов, но и специализированных точек с большим территориальным покрытием. В радиусе 500 метров в любом районе можно найти магазин, торгующий алкоголем.

Для тех, кто хочет и может употребить большое количество алкоголя, как такового барьера, чтобы пойти и купить спиртное не существует. Вопрос состоит в том, мотивирует ли удобство доставки алкоголя домой употреблять больше и влияет ли это на его количество и качество. Можно также поехать в магазин и сделать запас спиртного, никто не остановит покупателя.

На мой взгляд, самый главный вопрос – это контроль продажи алкоголя несовершеннолетним.

Эксперименты по продаже алкоголя

Между тем, “Яндекс.Маркет” и некоторые другие агрегаторы уже сегодня дают возможность приобрести алкоголь через всемирную паутину. Предложений не так много, но они есть. Купить алкоголь можно с большой оговоркой: забрать и оплатить покупку можно только в торговом зале магазина. Совершить оплату онлайн прямо на сайте и заказать доставку нельзя — это запрещено законом. Предупреждение об этом есть как на сайте агрегатора, так и на сайте интернет-магазина.

Читать еще:  Как делить недвижимость после развода

Мы провели небольшой эксперимент и заказали бутылку португальского портвейна в одном из винных бутиков. После подтверждения возраста было предложено заполнить простую форму для автоматической регистрации и оформить заказ. Через некоторое время перезвонил менеджер и предложил забрать покупку по указанному адресу. Получается, что электронной торговлей это можно назвать с большой натяжкой. Фактически, можно только зарезервировать алкоголь в магазине, а сама покупка осуществляется классическим способом.

Легализация блокировок и упрощение процедуры в 2017 году

Нововведения 2017 года значительно упростили блокировку алкогольных онлайн-магазинов, а также ввели административный штраф за распространение информации о розничной онлайн-продаже алкогольной продукции.

Новые поправки неразрывно связаны с важным документом, который устанавливает правила, критерии ограничения доступа к страницам с запрещенной информацией, а также определяет какой федеральный орган исполнительной власти вправе во внесудебном порядке самостоятельно принять решение о блокировке. Документ этот – Правила принятия уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений в отношении информации и материалов, распространяемых посредством интернета, распространение которых в Российской Федерации запрещено.

На сегодняшний день последняя редакция данного документа датируется мартом 2017 года. Правила пока не содержат информации о том, какой орган исполнительной власти уполномочен принимать решения о блокировке розничных онлайн-магазинов, продающих алкоголь. Вероятнее всего уполномоченным “блокировщиком” онлайн-торговли алкоголем станет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. До внесения соответствующих изменений в указанные правила применима старая судебная процедура по признанию соответствующей информации запрещённой к распространению на территории РФ.

В силу появления специального административного правонарушения о распространении информации о розничной дистанционной продаже алкоголя, а также штрафов (ст. 13.15 КоАП РФ), думается, что заявители в лице прокуратуры и Роспотребнадзора, чтобы взыскать соответствующий штраф, станут принимать меры по идентификации владельцев сайтов, надлежащим образом уведомлять их и возбуждать дело об административном правонарушении. Можно назвать это хорошей новостью, ведь у владельца сайта будет возможность защитить свои права в рамках административного производства и, возможно, избежать блокировки. Но с другой стороны, если доводы предпринимателя будут неубедительными, сайт будет заблокирован и плюс придется заплатить существенный штраф (максимум 300 000 р. для юридических лиц). Важно обратить внимание и на то, что поправки 2017 года в целом увеличили штраф за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции до 300 000 рублей (ст. 14.16 КоАП РФ).

Любопытно, что новый пункт 63 ст. 28.3 КоАП РФ непосредственно возлагает на Роспотребнадзор возбуждение административного производства по новоиспеченному правонарушению о распространении информации о дистанционной продаже алкоголя. Более того, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи уполномочены рассматривать дела об административном нарушении по статье 13.15 КоАП РФ. Это создает две плоскости:

  1. блокировка сайта плюс штраф по решению суда в рамках административного дела и
  2. внесудебная блокировка по решению федерального органа исполнительной власти на основании нововведенной категории информации.

На самом деле – нет.

Двигатель торговли – реклама.

Читать еще:  Договор целевого пожертвования денежных средств между юридическими лицами

Де-юре реклама алкоголя в интернете запрещена. В статье 21 «Алкогольная продукция» Закона «О рекламе» пункт 8 части 2 прямо сообщает: «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться… в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».

Легальные продавцы, конечно, будут соблюдать законы.

Нелегальные продавцы, конечно, соблюдать законы не будут.

У черного рынка будет большая фора. Достаточно зарегистрировать какой-нибудь похожий на официальный домен, например, egis.ru, заказать контекстной рекламы и собирать трафик, пока легальные игроки будут ограничены в своем продвижении.

Рано или поздно, конечно, «белые» продавцы перетянут большую часть трафика на себя, но без возможности рекламы им будет сложнее это сделать.

Поэтому нам нужен еще один закон, легализующий рекламу. Причем для борьбы с нелегалами достаточно будет разрешить только рекламу слабоалкогольных напитков: пива, сидра, пуаре и медовухи. Они будут входить в ассортимент большинства продавцов, и за счет их рекламы они смогут продвигать свои сайты.

С точки зрения юридической техники, достаточно будет добавить в пункт 8 одну строчку: «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться… в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре и медовухи».

Ни выпить, ни закусить. Почему доставка – не главная беда в дистанционной продаже алкоголя?

Минздрав отклонил законопроект о торговле алкоголем через интернет. Рухнули надежды ритейлеров и курьерских компаний на дополнительные доходы от нового канала продаж. Хотя, на самом деле новым этот канал назвать нельзя, и многие проблемы с запретом-онлайн продаж останутся без изменений.

Во всем мире до 20% спиртного продается через интернет, например, в США (в зависимости от штата), Германии, Италии и других странах. Однако в России Верховный суд наложил вето на онлайн-продажи еще в 2011 году. Очередная попытка легализовать их потерпела неудачу. Причины — не только риск увеличения потребления алкоголя, но и опасности, которые таит в себе доставка курьерской службой. Действительно ли все так плохо?

Большой-большой секрет

Сегодня во многих городах страны алкоголь можно купить через сайт, например, при заказе еды в ресторане с доставкой. Существует немало схем, с помощью которых продавцы обходят закон. Например, многие магазины работают как «витрины» товаров. После того, как клиент сделал выбор и подтвердил заказ, курьер покупает спиртное за наличные и получает чек, а у магазина лицензия на продажу, конечно же, есть. Когда курьер приезжает к заказчику, то подписывает с ним договор на доставку, и сумма заказа включается в документ. Придраться здесь достаточно сложно. Иные сайты «дарят» алкоголь за покупку сувенирной продукции — стаканов, футболок и так далее. Это еще одна юридическая лазейка. Таким образом, мы не можем говорить о том, что дистанционной торговли в стране нет. Она есть, просто делается, в большинстве случаев, в обход закона. Эксперты предполагают, что объем «серых» продаж равен примерно 20-30% от общего объема.

Перспективная ниша и подводные камни

Конечно, операторам экспресс-доставки было бы интересно зайти на рынок дистанционной торговли алкоголем. Это был бы безусловный толчок к развитию, сервисной составляющей для клиента. Со временем мы могли бы наблюдать постепенный переток всех форм торговли в канал дистанционной торговли, где доставка — неотъемлемая часть продажи. С точки зрения перевозчика алкоголь — такой же объект доставки, как и любой другой.

Риск № 1 В правительстве опасаются, что проверить личность заказчика доподлинно нельзя.

Читать еще:  Договор дарения подлежит государственной регистрации

Например, компания подростков, которым еще нет 18 лет, может попросить заказать алкоголь с доставкой на дом старшего товарища. Это безусловный риск, но то же самое может произойти и в оффлайновой торговой точке, и такие ситуации — не редкость. В данном случае требуется разработать максимально четкую и прозрачную схему проверки личности покупателя. Например, в Германии сигареты продаются в автоматах, но оплата производится только с кредитной карты и при проверке возраста человека, который покупает, по ее данным. По аналогии в России можно ввести такую же систему на курьерскую доставку алкоголя, запретить курьерам передавать заказ лицам, которые не прошли проверку, и организовать быстрый возврат денежных средств при оплате картой.

Риск № 2 Заказывать доставку — это долго и дорого.

Что касается скорости и цены доставки, то сегодня курьерские службы могут обеспечить доставку в 3-4 часовом интервале, а ее стоимость по городу начинается от 200 рублей. Для крупных клиентов компании экспресс-доставки зачастую делают специальные условия сотрудничества, поэтому продавцы алкогольной продукции, скорее всего, в любом городе смогут обеспечить оптимальные условия для своих заказчиков.

Риск № 3 Доставка алкоголя дистанционным способом увеличит количество контрафакта, перевозчик не сможет обеспечить надежность доставки.

По оценкам разных экспертов рынок поддельного алкоголя в России в настоящий момент равен 40%, что немало само по себе. Чаще всего подделывают крепкий алкоголь в связи с постоянно растущей ценой на акцизы. В данном случае необходим ряд жестких мер, которые будут распространяться на онлайн-магазины: блокировка, крупные штрафы, приостановка деятельности юридических лиц на определенный период — до нескольких месяцев. Плюс ряд норм, которые характерны для обычных магазинов, например, запрет на продажу и доставку после 23 часов, что будет фиксироваться с помощью видео- и других устройств, обязательное предъявление паспорта, оплата только именной банковской картой. Все сайты, легально торгующие алкоголем, войдут в базу ЕГАИС. В ней будет фиксироваться каждая операция по его продаже.

Многие продавцы волнуются из-за риска кражи или подмены со стороны курьера, но здесь также есть ряд мер для контроля. Например, магазин может поставить условие доставки — вскрытие только после оплаты. Со своей стороны, клиент всегда может внимательно осмотреть упаковку и отказаться от покупки, если увидел следы порчи или вскрытия. В случае отказа или порчи товара компания экспресс-доставки всегда несет 100%-ю ответственность, поэтому продавец застрахован от того, что потеряет свои деньги.

На пути к светлому будущему

Как ни крути, но интернет — это современный и удобный канал торговли, который уже вошел в разряд традиционных. Для того, чтобы задействовать разные способы продажи алкоголя, необходимо навести порядок в отрасли в целом на законодательном уровне. Приведу пример схемы государственного регулирования кросс-бордера при заказе в зарубежном интернет-магазине. В этом случае заказчик обязательно:

  1. платит картой;
  2. оставляет паспортные данные и детальное содержание заказа с перечислением товаров;
  3. учитывает ограничения на ввоз товаров для личного пользования не более, чем на 1000 евро и 31 кг;
  4. учитывает ограничения на определенный перечень товаров, которые ни при каких условиях нельзя считать товарами для личного пользования.

Все эти условия позволяют таможенной службе контролировать и ограничивать нелегальный ввоз коммерческих партий. Это успешный пример, который можно и нужно заимствовать.

Автор: Максим Толстобров, Операционный директор СДЭК

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector