Русская правда завещание 2020 год

7. Право собственности и наследования по Русской Правде.

В феодальном обществе право собственности

в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством. то

есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов

на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе

собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение

вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных

формах земельной собственности преобладало.

Собственник по Русской Правде имел право

распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества,

его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма

обширный круг вещей — кони и скот, одежда и оружие, торговые товары,

сельскохозяйственный инвентарь и многое-другое.

Формы собственности были различными.

Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие княжеский

домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они

взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по

Субъектами права собственности могли быть

только люди не рабского состояния

Собственник имел право на, возврат своего

имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного! владения на

основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в

3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства

при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой

Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды).

Семейно-Наследственное право относится к

медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основны православной

семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к

наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю,

по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в

поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это —

основные тенденции в указанной области права. В Древней Руси к XI в. Господствовала

В глубокой древности наследование

осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то

часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости

(лук, копье, топор). Возникло деление наследственной массы на доли: часть —

коллективу, часть — семье, часть по усмотрению самого лица. Ибн фадлан

что к X в. имущество умерших руссов делилось на три части.

9.Судебные органы и судебный процесс в Древнерусском государстве.

Судебные органы. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».

Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведав­шего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.

Читать еще:  Закон завещание после 70 лет 2020 год

Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. По­следний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.).

Другое процессуальное действие – гонение следа – розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пр. Пр.).

Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).

При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины

применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Мы вернемся к нему в свое время.

Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.

Наследственное право на Руси

Общая характеристика права на Руси

Первоначальные этапы жизни русского народа характеризовались сохранением первобытнообщинного строя на протяжении долгого времени, по сравнению с другими народами. Лишь IX век унес за собой упоминания о первобытнообщинном строе, заменив его феодальным. В это время было ознаменовано образованием государства – Киевской Руси. Именно такой несвоевременный переход к новому укладу общественной жизни и повлек за собой определенные пробелы в развитии правовой сферы. К X веку страны Востока, а также большая часть стран Европы уже могли похвастаться наличием гражданского и уголовного законодательства, тогда как Русь довольствовалась до этого времени обычным правом.

Читать еще:  Завещание может быть совершено в пользу 2020 год

XI век предоставил Киевской Руси первый письменный источник права, имевший название «Русская правда». Данный документ изложил положения, касающиеся обычаев русского народа, а также закрепил привилегии для господствующего класса.

Основные особенности наследственного права на Руси

Наследственное право на Руси – это период зарождения, становления и развития института наследственного права в Древней Руси, который характеризовался своими специфическими особенностями и чертами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отношения русских граждан в области наследства и наследования подлежали регулированию основным документом государства русского – «Русской правдой».

Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.

Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:

  • Сыновья умершего признавались наследниками первой очереди. Каждому из них должны были предоставляться равные доли от наследственного имущества. По сложившемуся в то время обычаю, младший сын получал двор после смерти отца, который не делился между сыновьями.
  • Имущество, остававшееся после смерти матери наследовалось отдельно. Его мог унаследовать тот из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил».
  • Если в семье были сыновья, то дочери не призывались к наследованию после смерти их отца. Когда дочери выходили замуж, они имели право получить от братьев только приданое.
  • Если в феодальной семье не было сыновей, дочери феодалов могли претендовать на наследство, тогда как в зависимых семьях дочери не наследовали в любом случае. Это имущество в данном случае должно было поступить в распоряжение князя, который должен был при выходе дочерей умершего зависимого крестьянина замуж, предоставить им приданое.

Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.

Под «выделом» закон определял то имущество, которое принадлежало самой жене, но находилось под опекой ее мужа.

Наследственное право по Русской Правде

Наследство в Русской Правде называется статном или задни­цей, т.е. то, что оставляет после себя уходящий в иной мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам (дом, двор, то­вар, рабов, скот), ничего не говорит о землях, очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как уже отмечалось, в стадии становления и не достигло уровня, при котором закон опреде­ляет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялось по закону (или по обычаю) и по завещанию. Насле­дование по завещанию не сильно отличалось от наследования по зако­ну,-ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом, т.е. завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь про­стое распределение имущества между законными наследниками.

Завещание (ряд) составлялось в устной форме. Правом делать за­вещание обладали по Русской Правде отец и мать по отношению кде-тям и муж по отношению к жене (выдел части имущества).

Право наследования имели исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежавшим семье, завещать имущество было нельзя. Разру­шение патриархальных отношений усиливает стремление к развитию свободы завещательных распоряжений, но не выходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других. Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников цер­ковь, получающую часть имущества «по душе» (на помин души). Важ­но отметить, что матери располагали большей свободой распоряже­ния своим имуществом, чем отцы. «А материя часть детям ненадоб­на, — гласит закон, — кому мать захочет, тому и отдаст». Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказыва­лись «недобрыми», непочтительными («лихими»), то можно было от­давать имущество дочерям.

В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и цер­ковь. От наследования исключались незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь — наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу. Жена могла пользо­ваться имуществом или его частью только до своей смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сы­новья («паки без ряду умрет, то всем детем»). Как правило, имуще­ство делилось между всеми сыновьями поровну. Однако младший сын пользовался привилегией, в его долю всегда входил дом с двором. При наличии сыновей дочери не призывались к наследству. Но братья были обязаны их содержать до замужества и обеспечивать приданым при вступлении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и в отсут­ствие сыновей. Имущество таких семей считалось выморочным и по­ступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задница князю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то не даяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, пере­ходило по наследству к дочерям (ст. 91 Пространной Правды).

«Русская правда» Ярослава Мудрого

«Русская правда» Ярослава Мудрого

Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава.

Картина Кившенко А.Д.(1851-1895)

«Русская правда» — первый писаный свод законов Древней Руси, нормативно-правовой документ Древней Руси в 10-11 веках, принятый в период правления князя Ярослава Мудрого примерно в 1016г.

Этот документ является не только памятником русского права, но и содержит важные сведения о социальной структуре, хозяйственной жизни, экономических отношениях.

Русская правда в основном регулировала уголовное право, однако есть статьи по семейному, гражданскому ( прежде всего наследственному)праву, а также она регулировала социальные отношения.

Из документа мы узнаём о металлических деньгах и мехах, которые выполняли роль денег, о ценах на товары, о торговле с другими странами.

Интересны сведения о социальной структуре общества того периода: «княжие люди» — дружина, «люди»- свободное население, обязано было платить дань князю, «холопы»- за них отвечал господин.

Причины принятия «Русской правды»

Введение христианства привело к замене языческих представлений на преступление и наказание на христианские, что необходимо было отметить в законодательном документе

Необходимость систематизировать все правовые документы, указы для формирования законодательной системы на Руси.

Основное содержание

Дано определение преступления — это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание ( в основном это материальная компенсация).

Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка — защиты людей от грабежей, насилия, драк.

Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».

Закрепляла права на имущество, принципы наследования.

Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.

Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство

Допускалась кровная месть, то есть за убийство можно было мстить убийце, но сделать это могли только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Остальным, даже родственникам, но дальним, кровная месть запрещалась .Если не было кровной родни, то убийца должен был заплатить штраф — виру— в 40 гривен.

За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

Дополнения «Русской правды»

Правда Ярослава Мудрого(1016)

Правда Ярославичей, 60-е годы 10 века, составлена детьми Ярослава Мудрого.

Устав о закупах и резах Владимира Мономаха, внука Ярослав Мудрого 1113г.

На сегодняшний день известно 106 вариантов Русской правды.

Значение «Русской правды»

Первый письменный законодательный документ государства.

Она заложила основы нормативно-правовой системы, была основным источником при составлении последующих правовых документов.

Нормы права данного документа дают полное представление о социальной, экономической жизни страны, о традициях и укладе жизни людей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector