Претензионный порядок в арбитражном процессе
Претензионный порядок в арбитражном процессе
При осуществлении любых видов предпринимательской деятельности, при контакте лиц с различными организациями, могут возникать разнообразные конфликтные ситуации между двумя предпринимателями, между предпринимателем и частным лицом, между предпринимателем и каким-либо государственным органом.
При решении таких конфликтов через арбитражный суд многие ситуации попадают под необходимость соблюдения претензионного порядка, имеющего свои особенности и являющиеся обязательными к выполнению.
Понятие и назначение процедур досудебного урегулирования спора
В п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) содержится требование о соблюдении досудебной процедуры урегулирования спора до обращения в суд в отношении гражданско-правовых споров о взыскании денежных средств, если основаниями требований являются:
- сделки, в том числе договоры;
- неосновательное обогащение.
По общему правилу право на подачу иска возникает по истечении 30-ти дней с момента направления претензии. Другие сроки могут быть установлены договором или законом.
Требование о соблюдении досудебной процедуры может быть установлено правилами из различных отраслей. Например, согласно ч. 2 ст. 138 НК РФ необходимо обжаловать действия должностного лица налогового органа в вышестоящий орган. В последующем возможно обращение в суд (арбитражный).
Досудебное раскрытие требования призвано побудить должника к добровольному исполнению обязательства, устранив необходимость длительного и дорогостоящего судебного разбирательства.
Что написать в претензии
Очевидно, что лицо, направляющее претензию, хочет получить конкретное исполнение. Следовательно, в претензии указываются (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 № 14АП-5180/2012 по делу № А05-4559/2012, определение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2016 по делу № А40-174746/16):
- требования заявителя;
- обоснованный расчет и сумма претензии (если она подлежит оценке);
- обстоятельства, на которых основываются требования;
- доказательства, подтверждающие права требования;
- ссылки на нормы права;
- перечень прилагаемых документов;
- иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Девятый арбитражный апелляционный суд подтверждает, что из содержания претензии должны четко следовать (постановление от 21.12.2016 по делу № А40-30878/16):
- суть и обоснование претензионных требований (обстоятельства, на которых основываются требования);
- цена;
- указание на нарушение должником норм законодательства;
- указание стороны, к которой такие требования предъявляются.
Если этих данных не будет, суд может посчитать, что направленный документ — не претензия, а, например, письмо или запрос. А значит, претензионный порядок не соблюден (определение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2016 по делу № А41-39314/2016).
Так, если не описаны фактические обстоятельства и основания требования, суд скорее всего решит, что претензионный порядок не соблюден. Например, когда нет ссылок на договоры, акты и другие документы, и непонятно, за какой период возникла задолженность (определение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2016 по делу № А82-11290/2016).
Однажды суд вернул документы, потому что письмо истца не было поименовано как «досудебная претензия» и в нем отсутствовало предупреждение о намерении обратиться в суд (определение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2016 по делу № А40-204062/16).
В споре о взыскании компенсации за нарушение интеллектуальных прав в претензии достаточно указать диапазон, в котором может быть взыскана компенсация: от 10 000 до 5 000 000 руб. (ст. 1301 ГК РФ). В дальнейшем в иске можно указать конкретную сумму, например 50 000 руб. (постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.02.2017 по делу № А82-9495/2016).
Образец претензии приведен в Примере:
Пример. Претензия в связи с неоплатой товаров по договору поставки