Автомобиль на гарантии сломался – условия и сроки ремонта по закону

Автомобиль на гарантии сломался – условия и сроки ремонта по закону

Всегда обидно, если новый автомобиль вдруг начинает «капризничать». Его приходится везти в сервисный центр для диагностики с последующим устранением поломки. В этой статье расскажем что делать, если машина на гарантии сломалась, кто оплачивает эвакуацию, какой срок ремонта автомобиля и прочее.

  • 1 Что делать, если машина на гарантии сломалась?
  • 2 Должны ли дать подмену если машина сломалась по гарантии?
    • 2.1 Сломалась машина на гарантии – кто оплачивает эвакуатор?
    • 2.2 Сроки ремонта автомобиля на гарантии
  • 3 Как вернуть деньги если машина на гарантии сломалась?
  • 4 Что делать если автомобиль сломался после окончания гарантии?
  • 5 Сломалась машина на гарантии – образец претензии

История 1: как житель Краснодара купил машину за 847 тысяч, а отсудил 2,2 миллиона

Мужчина купил с рук Хендэ Солярис за 847 900 рублей. Производитель установил гарантию: 5 лет с даты покупки при своевременном техобслуживании.

Через какое-то время в машине сломался кондиционер. Водитель обратился в салон. Случай признали гарантийным, кондиционер заменили. Но на этом проблемы не закончились: прошло несколько месяцев, и сломался генератор. Его тоже заменили по гарантии.

Через несколько недель машина снова сломалась, но на этот раз мужчина уже не хотел ее ремонтировать: ему надоело, что в новой машине постоянно что-то выходит из строя. Он обратился к производителю с требованием обменять автомобиль на аналогичный новый.

Производитель предложил провести проверку качества, но письмо с предложением пришло мужчине слишком поздно. К тому же, претензию водитель отправил в ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус», а ответила ему другая компания — ООО «Хендэ мотор СНГ». Он решил не тратить время на экспертизу от производителя и обратился сразу в суд.

Какие аргументы приводили стороны

Автовладелец в суде привел следующие аргументы:

  • машина ломалась несколько раз за короткий промежуток времени, значит, она бракованная;
  • он отправил производителю письменную претензию производителю, а ему по почте ответила какая-то другая компания;
  • производитель предложил пройти экспертизу 10 мая в 10:00, а письмо пришло 10 мая в 10:20, то есть мужчина физически не успел бы на осмотр.

В суде истец передумал обменивать машину на новую и требовал денежную компенсацию:

  • 847 900 рублей — за авто,
  • 115 000 рублей — за судебную экспертизу,
  • 50 000 рублей — за судебные издержки,
  • 2 297 809 рублей — в качестве неустойки за некачественный товар и поздний ответ на претензию,
  • 250 000 рублей — за моральный вред,
  • 12625 рублей — за диагностику, эвакуатор и почтовые расходы.

Всего — почти 4 миллиона рублей.

Производитель не согласился с аргументами водителя и суммой неустойки. Они заподозрили мужчину в мошенничестве: автомобиль он купил с рук, а не напрямую у дилера, так что якобы у водителя нет никаких доказательств, что брак заводской. От проверки качества мужчина отказался. Поэтому на момент получения претензии доказательств неисправности у производителя не было, от исполнения требований покупателя, по их словам, никто не уклонялся.

Что сказали суды

Районный суд назначил экспертизу, чтобы выяснить, действительно ли у машины есть заводские дефекты. Экспертиза показала, что брак есть. Производитель не явился на эту экспертизу, но это уже его дело, у суда не возникло поводов усомниться в ее выводах.

  • 847 900 рублей — за авто.
  • 790 000 рублей — в качестве неустойки (истец просил 2 миллиона, но суд счел сумму неразумной).
  • 415 725 рублей — штраф за уклонение от исполения требований потребителя.
  • 115 000 рублей — за судебную экспертизу.
  • 50 000 рублей — за судебные расходы.
  • 25 000 рублей — за моральный вред.
  • 5 545 — за причиненные убытки.

Получилось, что всего производитель должен выплатить истцу 2 249 170 рублей.

Производитель не согласился с решением районного суда и обратился в областной, но и там ему отказали. Тогда он подал жалобу в Верховный Суд, который признал постановления предыдущих инстанций справедливыми (Определение ВС № 8-КГ20-46).

Главный вывод

Так как мужчина во все документы был вписан в качестве собственника, он мог претендовать на гарантийное обслуживание. Производитель несвоевременно ответил на претензию и уклонялся от выплаты денег. Решения районного и областного судов остались в силе, мужчина получил 2 249 170 рублей.

Давим на дилера и получаем гарантийный ремонт

Существует несколько способов, с помощью которых вы можете надавить на компанию и заставить ее принять ваш автомобиль на ремонт. Эти способы достаточно старые, но они работают относительно хорошо. Сразу скажем, что пугать сотрудников сервисного центра или дилерского офиса не имеет смысла, они обладают подкованными юристами, которые еще и вас за угрозы засудят при желании. Так что действовать необходимо вполне спокойно, с осознанием законности своих требований. Если дело дойдет до судебных разбирательств, есть смысл подключить хорошего адвоката. Среди возможностей надавить на дилера и заставить его выполнить гарантийный ремонт стоит выделить такие действия:

  • письмо на бумажном носителе в главный офис дилерской компании, который отвечает за продвижение бренда в стране, объяснение причин и просьба принять меры;
  • письмо производителю с определенными и конкретными жалобами на дилера с просьбой повлиять на последнего и произвести качественный гарантийный ремонт автомобиля;
  • звонок дилеру и сообщение о том, что при отсутствии принятия мер по гарантийному ремонту вы отправляетесь в суд с иском по таким-то статьям и с такими-то требованиями;
  • при отсутствии реакции на все указанные выше процессы, подача иска в суд на дилерскую компанию (иск должен быть грамотно составлен профессиональными юристами);
  • судебное слушание, желательно в присутствии хорошего адвоката, что значительно увеличит ваши шансы на получение гарантийного ремонта и прочих выгод работы с дилером.
Читать еще:  Как заставить себя работать

Обращение в суд зачастую происходит тогда, когда уже испытаны все присутствующие способы влияния на компанию. Дилер уже мог просто снять ваше авто с гарантии по определенным причинам. В таком случае суд может постановить вернуть гарантийные условия для автомобиля и провести ремонт с восстановлением всех необходимых деталей. Впрочем, таких прецедентов не так много. В большинстве подобных дел выигрывают дилеры, а автомобилисты остаются без ремонта, а также с определенными затратами на адвоката и прочие судебные расходы. Так что трижды подумайте, прежде чем идти в суд с мощной и крупной компанией.

Образец претензии, составляемой в подобных случаях

  • Претензия составляется в двух экземплярах и направляется в сервисный центр;
  • Подготовьте пакет документов, необходимых как доказательства тех или иных действий;
  • В заявлении опишите основную суть вашей проблемы;
  • Составьте перечень ваших основных требований;
  • Передайте в авторизированный сервисный центр один экземпляр претензии и копии всех собранных документов;
  • Второй экземпляр, с отметкой лица, принявшего вашу претензию, оставьте у себя;
  • Кроме отметки на документе должна стоять дата приема претензии, личные данные и должность лица, принявшего жалобу. Также должно быть указано конкретно, что ваша претензия принята.

Согласно ст. 18, ст. 20 и ст. 23 Закона «О защите прав потребителя» покупатель имеет право обратиться к продавцу (дилеру, производителю) с требованием о выполнении гарантийного ремонта.

Незаконный отказ может грозить автосалону административным наказанием.

Получив отказ в гарантийном ремонте, владелец машины может подать жалобу в связи с тем, что его права потребителя нарушены. Исполнитель не может приводить в качестве оснований отказа отсутствие необходимых запчастей, комплектующих, прочее.

Если заявление автовладельца не будет рассмотрено в установленный Законом срок (полтора месяца), клиент имеет право требовать возврата денежных средств, затраченных на покупку автомобиля, который отказываются ремонтировать по гарантии.

Что делать, если официальный дилер отказал в гарантии?

Случаи отказа в гарантийном ремонте или вовсе в возврате автомобиля официальным дилером могут быть очень разными с теми или иными дефектами, обстоятельствами и прочими данными. Но почти всегда такие случаи отказа в гарантии регулируют два закона:

  • Закон «О защите прав потребителей» (непосредственно).
  • Гражданский кодекс РФ (дополнительно).

Собственно, так как мы покупаем машину за деньги у продавца, который является юридическим лицом (чаще), то оба закона распространяются на наши отношения. Между тем, закон «О защите прав потребителей» в нашей стране считается достаточно лояльно относящимся к покупателям.

По ситуации, когда официальный дилер отказал в гарантии, нам следует обращаться к разным статьям закона. Давайте рассмотрим два наиболее распространённых случая возможного нарушения продавцом автомобиля закона:

  1. Когда дилер объясняет отказ в гарантии непрохождением ТО (технического обслуживания) у него.
  2. Когда дилер отказывает в гарантии, ссылаясь на вину потребителя.

Если в гарантии отказано, потому что мы не проходили ТО

В этом случае официальный дилер абсолютно прав — в сервисной книжке или руководстве по эксплуатации любого автомобиля написано, что регулярное проведение технического обслуживания автомобиля обязательно, и что продавец и изготовитель могут гарантировать безотказную работу агрегатов машины только при соблюдении этого условия. Попробуйте не менять масло в течение длительного пробега (скажем, от 30 тысяч км) — двигатель может значительно износиться и поломаться. Поэтому такие условия дилера, конечно же, логичны и правильны.

Читать еще:  Должен ли директор предприятия писать заявление на отпуск

Но. один момент. Никто не обязывает Вас проходить ТО именно у дилера с чаще всего существенно завышенными ценами на его проведение. Конечно, техобслуживание у официального дилера чаще всего имеет свои преимущества, их мы описывать не будем, потому что это очевидно. Но проходить ТО — это не значит проходить его обязательно у дилера. Вы можете поехать в любой автосервис и поменять там масло, фильтры, свечи зажигания и всё, что требуется. Вы, в конце концов, можете самостоятельно провести ТО у себя в гараже.

Запомните, обуславливать гарантию на автомобиль прохождением ТО именно у дилера ни производитель автомобиля, ни сам дилер не имеют право.

А вот если дилер не просто прямо отказывает, а утверждает, что повреждение у автомобиля вызвано именно тем, что Вы проходили ТО не у дилера — например, залили некачественно масло или не соблюдая технологию замены, то и здесь не всё так просто. И давайте об этом поговорим немного ниже — во втором условии, когда дилер отказывает в гарантии, ссылаясь на Вашу вину.

Собственно, почему же отказ дилера в гарантийном ремонте с обуславливанием этого тем, что мы не проходили плановое ТО в его сервисном центре незаконен? Потому что обуславливать гарантию прохождением техобслуживания в стенах дилерского центра напрямую запрещает статья 16, пункт 2 закона «О защите прав потребителей»:

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объёме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

В любом случае, устного отказа в гарантийном ремонте Вам будет недостаточно для дальнейших разбирательств — для нужен письменный отказ. А он возможен только после предъявления Вами письменного требования. И об этом ниже.

Если дилер отказывает в гарантии, перекладывая вину на потребителя

Ещё один очень распространённый случай, когда дилер пытается «съехать» с гарантийного ремонта — это возложение вины на водителя или владельца автомобиля. Всё очень просто — то, что топливо в нашей стране низкокачественно — это, пожалуй, на слуху у каждого. Вот дилер и пытается возложить вину на некачественное топливо — это одна из самых распространённых причин отказа в гарантийном ремонте. Но и здесь тоже не всё так просто для официального дилера. Всё дело в том, что, если автомобиль находится в момент обращения с какой-либо поломкой на гарантийном сроке, то нельзя просто обвинить некачественное топливо, небрежное обращение с тем или иным агрегатом, несоблюдение условий обслуживания автомобиля в поломке. Это нужно доказать, и доказать это должен продавец — в нашем случае, автосалон, продавший нам машину.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Как видим, продавец обязан доказать, что именно послужило причиной поломки автомобиля, а не просто развернуть потребителя и отправить восвояси. Если он докажет, что недостаток возник по вине потребителя или вследствие непреодолимой силы, то только тогда он имеет право отказать в гарантийном ремонте или замене автомобиля.

Это означает, что недостаточно просто сослаться на плохой бензин, например. Это дилер должен доказать, что именно плохое топливо послужило причиной поломки и как именно оно вызвало эту поломку. Или что именно установленная на стороне сигнализация вызвала короткое замыкание в электроцепи авто, что привело к негарантийному ремонту (и в этом случае за поломку несёт ответственность уже сторонняя организация по её условиям гарантии).

Каковы же должны быть дальнейшие действия в случае отказа дилера в ремонте или замене/возврате автомобиля по гарантии? В первую очередь необходимо написать письменную претензию продавцу с требованием провести проверку качества и при необходимости — экспертизу. Всё просто: пишем, кому и от кого направляем претензию, описываем неисправность с датой и условиями её появления, требуем, распечатываем в двух экземплярах и ставим дату и подпись.

Читать еще:  Возраст когда можно усыновить

Посмотреть пример претензии или скачать его.

Почему в двух экземплярах? Чтобы иметь доказательство того, что Вы подавали такую претензию — один экземпляр Вы сдаёте дилеру, а второй оставляете себе и требуете поставить штамп о принятии. Кроме того, крайне желательно снимать всё это на видео.

Далее проводится проверка качества — это почти всегда формальное действие. За ней следует экспертиза — её может провести сам дилер. А если Вас не устроят её результаты (ведь велика вероятность того, что результат экспертизы, проведённой непосредственно дилером, окажется не в Вашу пользу), Вы можете обратиться к независимому эксперту, но тогда такую экспертизу придётся оплачивать уже Вам (далее в случае выигранного дела в суде все расходы возмещаются — главное, сохранять документы и чеки). В дальнейшем Вам будет нужен юрист. Можно такое дело вытянуть и самостоятельно, однако, для этого крайне желательно хорошее знание законодательства и умение его применять, а также опыт в соблюдении формальностей (госпошлины, ходатайства и т.д.). К сожалению, суды по отказам в гарантии длятся обычно достаточно долго.

Но есть во всей этой простоте и ряд минусов. Главный из них: если в результате проведения экспертизы выяснится, что недостаток, действительно, возник из-за неправильной эксплуатации автомобиля, то возмещать расходы дилера на эту экспертизу Вам, также как и расходы дилра на юриста.

Подводя итоги, хотя Вы и уверены в своей правоте, следует трезво оценить шансы на успешный исход судебного дела по отказу в гарантийном ремонте или возврате/замене автомобиля, прежде чем начинать его. Прежде всего, проконсультируйтесь с экспертом — даже если у Вас нет знакомых экспертов, поспрашивайте при обращении, как именно проводится экспертиза конкретно в Вашем случае и что требуется установить, насколько это реально и, возможно, у данного эксперта уже был подобный Вашему опыт. Непосредственно перед экспертизой несколько раз внимательно прочитайте руководство по эксплуатации Вашего автомобиля — во время экспертизы (и на суде, в случае Вашего присутствия) Вам нужно будет правильно отвечать на вопросы по техобслуживанию, тем самым давая понять, что оно Вами не было нарушено.

Главное, понимать, что одинаковых ситуаций в таком деле почти никогда не бывает. К примеру, совсем недавний случай Вашего покорного слуги:

Имеем автомобиль корейского производства с общей гарантией (в том числе на двигатель) 150 000 километров пробега и гарантией на каталитический нейтрализатор всего 1 000 км. У автомобиля на пробеге 80 000 километров рассыпался этот катализатор, который ему удалили. Однако, у данной модели есть такой недостаток, что катализатор, рассыпаясь, может попасть в двигатель из-за особенностей выхлопной системы (двигатель втягивает немного выхлопа при запуске). В результате этого недостатка осколки распавшегося катализатора попали в камеры сгорания двигателя, что привело к сильному износу поршневой группы.

Официальный дилер данный случай гарантийным не признал по той простой причине, что гарантия на катализатор давно кончилась, а задачей юриста стало доказать, что недостаток именно в том, что двигатель втянул катализатор в себя. Вина потребителя доказана не была (и не может её быть в разрушенном катализаторе и особенности конструкции мотора), поэтому дилер обязан был устранить недостаток. Дело пока не завершено — собираются доказательства.

Как бороться с отказом?

Если отказали в гарантийном ремонте автомобиля, начать можно с претензии руководству сервисного центра. Если не поможет, можно написать дистрибьютору, несущему полную ответственность за качество клиентского обслуживания. Следующая инстанция — завод-производитель, которому важна репутация. Хотя заводские юристы могут перенаправить претензию нижестоящей организации, то есть дилеру.

Большое влияние на споры с дилером могут оказать автоклубы и автомобильные сообщества типа автомобильных форумов. Ещё более салоны опасаются СМИ. Если вы видите явное нарушение своих прав и/или низкий уровень сервиса и т. п., ничто не мешает написать на форумы, сайты, собирающие отзывы о различных компаниях, сперва уведомив дилера (возможно, этого будет достаточно, писать ничего не придётся).

Вот список предоставляемых нашими юристами услуг по возвращению машины по гарантии.

  • Сопровождение сделок с автомобилем (продажа, покупка);
  • Возвращение новой машины дилеру;
  • Получение морального ущерба;
  • Подача жалобы по гарантийному сервису;
  • Возвращение залоговой или б/у машины продавцу;
  • Проведение независимой экспертизы по бракованному авто;
  • Возвращение машины кредитной организации;
  • Возвращение машины по гарантии.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector