Субъекты банкротства

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

Читать еще:  Что такое трудовое соглашение и его отличие от трудового договора

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

Информация об изменениях:

вред, причиненный имущественным правам кредиторов , — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 г. N 102

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба

Понятие и признаки банкротства

Какие признаки банкротства являются достаточными для признания несостоятельности предприятия? Об этом говорится в Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Помимо официальных оснований существует еще множество неофициальных, по которым опытный руководитель может определить ухудшение финансового положения фирмы задолго до наступления кризисного периода. Что же означает термин банкротство и как можно его предотвратить – об этом пойдет речь далее.

Правовое понятие, признаки и субъекты банкротства

Признание юрлица банкротом подразумевает вынесение арбитражным судом соответствующего решения об абсолютной неплатежеспособности компании в удовлетворении кредиторских требований. В число обязательств входят как долги по заключенным сделкам, так и невозможность рассчитаться по налоговым платежам в бюджет и внебюджет государства. В процессе банкротства суд осуществляет ряд обязательных мероприятий, направленных на оценку реального положения дел в компании, оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности, максимально полное исполнение долговых расчетов.

Главные признаки и критерии банкротства перечислены в стат. 3 № 127-ФЗ. При этом во внимание берется срок просрочки платежей, а также их совокупный объем. Если какое-либо из условий не соблюдается, предприятие не может быть признано неплатежеспособным.

Основные признаки банкротства:

  • Наличие долговой задолженности перед кредиторами на сумму свыше 300000 руб.
  • Минимальный срок неисполнения обязательств составляет 3 мес., включая расчеты с персоналом компании.

Инициировать признание несостоятельности вправе учредитель должника, его кредиторы, различные уполномоченные органы – социальные фонды, налоговая инспекция, органы суда или прокуратуры и т.д. Одновременно с заявлением в арбитраж предоставляются документальные и другие доказательства наличия просроченных долгов. После рассмотрения всех фактов суд выносит решение об отказе в возбуждении дела или о рассмотрении банкротства. В последнем случае начинается первая вспомогательная стадия – внешнего управления. Весь процесс занимает достаточно много времени. Кто принимает участие в деле?

К субъектам банкротства относятся:

  • Предприятие-должник – юрлицо, соответствующее нормам стат. 3 № 127-ФЗ, то есть неспособное в должной мере и полном объеме исполнить текущие обязательства перед кредиторами, включая персонал фирмы, партнеров, банки, налоговые органы, ФСС, ПФР и др.
  • Арбитражный суд – уполномоченный государством официальный орган, осуществляющий правосудие в предпринимательской экономической сфере.
  • Исполнительный орган должника – уполномоченный руководящий орган юрлица, осуществляющий управление хозобществом.
  • Уполномоченные госорганы – наделенные исполнительной властью госорганы федерального уровня (местного и/или регионального), уполномоченные государством РФ представлять в рассматриваемом деле о несостоятельности должника накопленные требования по оплате различных обязательных налоговых платежей, включая страховые сборы. Это, в первую очередь, территориальные подразделения ИФНС, ФСС и ПФР.
  • Конкурсные кредиторы – участвующие в деле о неплатежеспособности кредиторы, перед которыми должник имеет неисполненные расчеты по обязательствам. Исключение – уполномоченные госорганы; физлица, перед которыми имеются долги согласно требованиям стат. 2 № 127-ФЗ; учредители компании-должника; авторское вознаграждение, выплачиваемое гражданам за продукты интеллектуальной деятельности.
  • Кредиторы – физические и юридические лица, перед которыми фирма-должник имеет неисполненные обязательства.
  • Независимый арбитражный управляющий – уполномоченный рядом функций гражданин РФ, кандидатура которого утверждается арбитражем для участия в деле о банкротстве. Обязательным для такого лица является участие в СРО (саморегулируемая организация).
  • Для каждой из стадий признания неплатежеспособности существуют различные категории управляющих:
    1. Временный – этот управляющий утверждается арбитражем в целях осуществления мероприятий в ходе внешнего управления.
    2. Административный – уполномоченное лицо для выполнения финансовой санации, то есть оздоровления компании-должника.
    3. Внешний – такой управляющий утверждается в целях осуществления внешнего управления, а также прочих, обязательных по № 127-ФЗ, функций.
    4. Конкурсный – уполномоченный арбитражем эксперт проводит последний этап в деле о несостоятельности, а именно распродажу активов на открытых торгах – конкурсное производство.
  • Контрольные органы – надзорный федеральный орган за работой СРО управляющих.
  • Регулирующие органы – исполнительный федеральный орган, ответственный за нормативно-правовое регулирование сферы банкротства в РФ.

Обратите внимание! Как становится понятно, для юридических лиц главным признаком банкротства является просрочка погашения обязательств на срок более 3 мес. и сумму свыше 300000 руб. Но оценка и анализ финансовых показателей работы предприятия позволяет выявить ряд косвенных факторов, по которым заблаговременно можно сделать вывод о грядущих неприятностях для бизнеса. О чем речь? Подробные ответы на этот вопрос вы найдете в следующей главе.

Формальные и неформальные признаки банкротства

Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?

Формальные признаки неплатежеспособности:

  • Совокупная сумма просроченной задолженности превышает 300000 руб. – при этом учитываются обязательства за приобретенные товары (услуги или работы), но не оплаченные; полученные компанией кредиты и займы с процентными начислениями; долги перед персоналом компании, включая зарплату, отпускные, больничные, пособия, компенсации, надбавки и пр.; обязательства перед учредителями фирмы; долги по налоговым платежам. Не входят в неисполненные обязательства суммы штрафных санкций, пени, неустойки, проценты за просрочку исполнения расчетов – размер подобных требований устанавливает суд.
  • Фактический срок неисполнения требований превышает 3 мес. – если продолжительность периода меньше, можно говорить об относительной неплатежеспособности, чего недостаточно для официального инициирования процедуры банкротства. Заявление на признание несостоятельности можно подавать только при наличии признаков абсолютного банкротства, поскольку в ином случае предприятие еще сохраняет шансы на самостоятельное восстановление платежеспособности и возврата бизнеса к нормальному функционированию.
Читать еще:  Образец заполнения платежного поручения по пени в налоговую в 2020г

Неформальные признаки неплатежеспособности:

  • Документарные – в эту группу входят признаки, которые отражаются в различных документах организации. Так, о предбанкротном состоянии юрлица может свидетельствовать нарушение сроков представления документации и низкое качество ее составления.
  • Финансовые – сигналом понижения платежеспособности выступает резкое изменение стоимостных показателей статей баланса – в активе и/или пассиве. Это, к примеру, понижение или высокий рост величины ликвидных активов; скачок в сторону уменьшения/увеличения МПЗ компании, неоднократное падение прибыли. Также признаком банкротства является увеличение дебиторской задолженности, что свидетельствует о непродуманной политике кредитования покупателей предприятия, которая повышает риски невозврата долгов за уже реализованную продукцию. Еще один повод для беспокойства – рост невыплаченной зарплаты персоналу, наличие непогашенных обязательств по налогам, страховым взносам и прочим обязательным государственным сборам.
  • Управленческие – подобные признаки не имеют выраженную денежную оценку, но напрямую оказывают влияние на руководство деятельностью предприятия, а значит, могут привести к неплатежеспособности при низкой эффективности менеджмента. Среди указанных факторов – необоснованная централизация функций у отдельных лиц или, наоборот, излишнее расфокусирование полномочий; многократное безрезультатное решение одних и тех же проблем; неоправданное внедрение нововведений; неразумная ценовая политика; сомнительные реорганизационные мероприятия; выход на «черные» рынки и т.д.

Вывод – если законодательные признаки несостоятельности играют основополагающую роль при принятии официального решения об инициировании банкротства предприятий, то косвенные основания важны, прежде всего, для владельцев бизнеса. Опасность представляет не только резкое изменение в финансовых показателях деятельности фирмы, но и низкоквалифицированное управление фирмой, которое может привести к массовому «оттоку» клиентов и, следовательно, резкому ухудшению позиции предприятия на рынке, что чревато последующим банкротством.

Субъекты банкротства

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

· федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных «Законом о банкротстве»;

· лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного «Законом о банкротстве».

При проведении процедур банкротства руководство должника ограничивается или отстраняется от управления должником, полномочия по управлению передаются арбитражному управляющему. Должник, в отношении которого арбитражным судом вынесено решение о признании несостоятельным (банкротом), прекращает хозяйственную деятельность и по окончании процедуры конкурсного производства исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Представитель работников должника признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, он также участвует в собрании кредиторов без права голоса. То же относится и к учредителям (участникам) должника.

Должник вправе, а в определенных случаях обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным. Неподача заявления должником в арбитражный суд в случаях, когда это является обязательным, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока для подачи заявления.

Арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, которые установлены ст. 20 «Закона о банкротстве», и утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных, установленных «Законом о несостоятельности» полномочий.

Арбитражные управляющие называются по-разному в зависимости от процедур банкротства, в которых они участвуют (временный, административный, внешний, конкурсный).

Арбитражный управляющий обязан заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Минимальная страховая сумма по договору страхования не может быть менее, чем 3 млн. руб. в год.

Процедура утверждения кандидатуры арбитражного управляющего достаточно подробно регламентирована «Законом о банкротстве». Саморегулируемая организация представляет в арбитражный суд три кандидатуры арбитражных управляющих, должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре, оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.

Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Отдельную категорию кредиторов, обладающую наиболее широким спектром прав, составляют конкурсные кредиторы. Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Уполномоченные органы — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 определено, что уполномоченным органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).

Интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляют коллективные органы кредиторов — собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов. Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц, его основными функциями являются представительство законных интересов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и контроль за действиями арбитражного управляющего. Собранием кредиторов комитету кредиторов могут быть предоставлены и иные полномочия.

Лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Как правило, обеспечение предоставляется учредителями (участниками) либо собственником имущества должника — унитарного предприятия, которые и обращаются к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. По согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами.

Законодательством РФ предусмотрена юридическая ответственность субъектов, участвующих в деле о банкротстве, за правонарушения, являющиеся специфическими для данной сферы правоотношений. Могут наступать различные виды ответственности: гражданская, административная и уголовная.

Правовой статус субъектов в банкротстве

Действующие законы РФ писались в разные годы разными авторскими коллективами. Поэтому встречается ситуация, когда одни и те же термины в разных нормативных актах имеют несколько разный смысл. Чтобы не запутаться в оттенках значений терминов, стоит подробно рассмотреть правовой статус должника в банкротстве согласно актуальному законодательству РФ. Также будет полезно выяснить, какие еще бывают участники процесса банкротства и каков их правовой статус в этой процедуре.

Читать еще:  Проверка действительности паспорта гражданина рф

Кто может быть признан несостоятельным

Прежде чем рассматривать тонкости юридического положения сторон, участвующих в деле о банкротстве, стоит разобраться, по отношению к каким категориям субъектов российское законодательство вообще позволяет применять процедуры несостоятельности.

Гражданский кодекс в 65 статье определяет, что несостоятельными могут быть признаны все юрлица-должники, за исключением таких категорий организаций:

  • политпартии;
  • церкви, религиозные общины и их объединения;
  • публично-правовые компании;
  • казенные предприятия федерального уровня;
  • государственные корпорации, фонды и компании, создаваемые отдельным Законом, если такой Закон не содержит прямого указания на возможность признания их банкротом.

Федеральным законом о банкротстве (№ 127-ФЗ) в главе 10 предусмотрена также возможность несостоятельности граждан-должников, включая индивидуальных предпринимателей.

Стороны процесса

Статья 2 закона № 127-ФЗ, который регулирует все особенности процесса признания и урегулирования несостоятельности в РФ, определяют следующие стороны процедуры банкротства:

  • Должник – лицо, неспособное в срок и в полном объеме выполнить предъявленные ему законные требования других физически и юридических лиц по денежным обязательствам или уплате обязательных платежей в бюджет.
  • Кредитор – гражданин или организация, имеющий к должнику требования по денежным обязательствам.
  • Арбитражный управляющий – участник соответствующей саморегулируемой организации, который согласно решению арбитражного суда руководит процессом урегулирования задолженностей.

Рассмотрим отдельно правовой статус каждого из субъектов процедуры банкротства.

Общий статус должника

На уровне ГК РФ в статье 307 установлено определение должника как лица, имеющего перед другими лицами любое обязательство, в том числе как финансовое, так и материальное или нематериальное. Таким образом, в общегражданском праве должником считают лицо, которое обязано выполнить (или не выполнить) в установленный срок определенное действие, которым может быть как передача финансовых средств, так и передача имущества или оказание услуги.

А вот профильный закон в своей 2 статье уточняет понятие должника применимо к делам о банкротстве – в нем должником считают лицо, имеющее перед кредиторами неисполненные денежные обязательства. Таким образом, наличие у субъекта невыполненных обязательств по поставке товаров и оказанию услуг делает его должником с точки зрения гражданского права и позволяет взыскать с него такой долг в судебном порядке, но не позволяет кредиторам инициировать в отношении него дело о признании и урегулирования несостоятельности.

Рассмотрим, какой правовой статус имеют участники банкротства в зависимости от их категории.

Должники-физлица

Для того чтобы физическое лицо могло получить статус должника в деле о банкротстве, должна наступить невозможность исполнения им имеющихся обязательств в достаточном объеме. Статья 213.4 Закона о несостоятельности устанавливает, что минимальная пороговая сумма общей задолженности для инициации процедуры банкротства составляет 500 000 рублей.

Для начала этой процедуры обязательно наступление одного из следующих признаков:

  • прекращение выполнения требований кредиторов;
  • уплата менее, чем 90 % обязательных выплат в течение срока, превышающего 1 месяц;
  • превышение суммарной задолженностью общей оценочной стоимости имущества должника;
  • закрытие исполнительных производств в отношении гражданина по причине исчерпания имущества, которое может быть изъято в обеспечение долга.

Как только гражданину стало известно о наступлении любого из этих признаков, он обязан в течение одного месяца сам обратиться в Арбитражный суд с заявлением о начале в отношении него процедуры банкротства. В противном случае к нему могут быть применены штрафные санкции.

Должники-юрлица

Признаки наступления несостоятельности для организаций отличаются от таковых для физических лиц. Ст. 3 соответствующего Закона устанавливает, что основанием для получения юрлицом статуса должника в процедуре банкротства является наличие невыполненных в течение трех месяцев со дня окончания установленного Законом или оговоренного сторонами срока кредитных или финансовых обязательств, обязательств по выплате вознаграждения наемным сотрудникам, а также обязательств по обязательным отчислениям, пеням, налогам и другим выплатам в бюджет.

При наступлении этого признака заявление о признании банкротом может подать как руководитель имеющей задолженность организации, так и его кредиторы или представители уполномоченных органов. Если такое заявление не подано в течение 1 месяца со дня наступления признака несостоятельности, директор или учредители компании могут быть привлечены к субсидиарной ответственности и подвергнуты штрафу или административной ответственности.

Статус кредиторов

Правовой статус кредиторов в деле о банкротстве установлен второй статьей профильного Закона, а также его же ст. 18. Кредитором признается сторона процесса, перед которой имеются неисполненные денежные обязательства. Закон выделяет понятие конкурсных кредиторов, которые имеют право подавать в отношении имеющей долг организации иск о банкротстве. К этой категории относятся все кредиторы, кроме сотрудников организации, перед которыми она имеет долг по заработной плате.

Кредиторы имеют право проводить собрания кредиторов, на которых они координируют свою позицию и могут выдвигать совместные требования к должнику, а также утверждать кандидатуру арбитражного управляющего. Правом голоса на собраниях обладает каждый из кредиторов.

В зависимости от того, кто именно подал заявление о признании должника банкротом, выделяется кредитор-заявитель, отвечающий за уплаты госпошлины и формирование пакета сопроводительных документов к исковому заявлению.

Статья 134 Закона о несостоятельности предусматривает также разделение кредиторов по очередности исполнения их требований. Вне очереди компенсацию получают кредиторы по текущим платежам, обязанности перед которыми возникли до начала процедуры банкротства. Затем получают расчет кредиторы по другим текущим платежам, включая арбитражного управляющего и привлеченных им лиц. Далее получают расчет кредиторы по оплате труда и возмещению нанесенного ущерба, затем кредиторы по другим нетто-выплатам. В последнюю очередь получают расчет кредиторы по признанным недействительными сделкам, владельцы облигаций банкротящейся компании и члены ее правления.

Статус арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий назначается судом на основании кандидатуры, внесенной собранием или комитетом кредиторов, и действует в первую очередь в их интересах. В случае несостоятельности организации его права и статус зависят от стадии рассмотрения дела:

  • наблюдение – управляющий отвечает за оценку активов фирмы и следит за соблюдением установленных в ст. 64 Закона № 127-ФЗ ограничений;
  • финансовое оздоровление – согласно ст. 82 закона № 127-ФЗ управляющий получает право ограничивать или отменять любую запланированную руководством компании сделку;
  • внешнее управление – фактическое руководство компанией переходит к управляющему в полном объеме;
  • конкурсное производство – управляющий контролирует процесс продажи активов фирмы и распределения полученных доходов между кредиторами согласно установленной судом очередности.

При рассмотрении несостоятельности физлиц управляющий имеет право ограничивать финансовую активность должника.

Заключение

Правовой статус должника в банкротстве подробно изложен в профильном законе № 127-ФЗ и несколько отличается от понятия должника, изложенного в Гражданском кодексе. Если в общегражданском праве для признания должником должны присутствовать любые неисполненные обстоятельства, то в законодательстве о банкротстве указано, что должник должен иметь перед кредиторами именно финансовую задолженность. Правовой статус кредиторов в банкротстве зависит от того, кто из них подал заявление, являются ли они сотрудниками предприятия-должника и какой категории очередности относит их Закон. Правовой статус управляющего в процессе банкротства зависит от его стадии.

Ссылка на основную публикацию