Страховая компания просит возместить ущерб с виновника дтп
Может ли Страховая компания требовать возмещение ущерба с виновника ДТП?
ДТП было в ноябре 2016. Я был виновником.
В мае 2018 ко мне приходит требование от СК пострадавшего с требованием возмещения 100тыс. р. Предосталвены следующие расчеты.
У Пострадавшего был оформлен полис КАСКО со своей СК.
По полису КАСКО пострадавшему было возмещение на сумму 310тыс.р.
Моя СК по ОСАГО экспертно посчитала сумму ущерба на 260тыс.р. без учета износа и на 210тыс.р. с учетом износа.
Моя СК выплатила СК потерпевшего 210тыс.р. на основании своих расчетов.
Сейчас СК потерпевшего предъявляем мне требование по возмещению 100т.р. СК ссылается на решение Конституционного Суда от 2017 года (могу отдельно найти ссылки).
На сколько данное требование правомерно?
Если правомерно, то почему 100тыс. р., а не 50тыс.р. (такая разница по износу деталей по расчетным данным моей СК).
Более того, СК пострадавшего мне сейчас, чтобы быстро решить все в досудебном порядке, предлагает скидку в 20%. Это настораживает.
Ответы юристов ( 2 )
С марта 2017 г., с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2017 г. N 6-П, была пересмотрена судебная практика.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (Постановление от 10.03.2017) и Верховного суда РФ (Пленум от 23.06.2015 г. № 25), ст.1072 ГК причинитель вреда в случае, когда его гражданская ответственность была застрахована и страхового возмещения, исчисленного в соответствии с Правилами ОСАГО недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред обязан возместить разницу между страховым возмещением по ОСАГО и фактическим размером ущерба/ремонта (в т.ч. возместить ущерб в части износа замененных деталей).
Страховая компания по Каско выплатила полную стоимость ущерба, а полис ОСАГО покрывает только ущерб с учетом износа (Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»)
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ потерпевший вправе требовать полного возмещения вреда
(т. е. без учёта износа).
Вы можете оспорить размер требуемой суммы. Для этого нужно запросить у страховой компании акт осмотра и калькуляцию расчёта. Если расчёт обоснованный, то придётся выплачивать. Если же страховая по КАСКО не обосновано завысила сумму ущерба, отправляйте страховщика в суд, где Вы сможете оспорить размер ущерба.
В таком случае у меня возникает вопрос, почему экспертный расчет СК по ОСАГО насчитал 260тыс. без учета износа и 210 с учетом износа, а по КАСКО было компенсировано 310тыс. Есть калькуляции каждого из расчетов и они вызывают вопросы, например стоимость капота по факту составила 30тыс., а в экспертном расчете ОСАГО было 11тыс. Разница почти в 3 раза. И так может быть по каждой позиции.
Можно одну и ту же деталь купить по разной цене. Почему я должен и должен ли я компенсировать стоимость максимульную, которая была по факту затрачена, когда можно было бы приобрести эту деталь гораздо дешевле? Могу ли я на основании какого-то может быть решения суда или еще чего-то настаивать на уменьшении компенсации исходя не из фактического ремонта, а исходя из расчета ОСАГО? Почему с меня пытаются взыскать сумму больше, чем насчитала ОСАГО?
С каким обоснованием мне требовать уменьшение суммы компенсации?
Об этом и речь. Судя по всему страховая компания (ОСАГО) необоснованно занизила возмещение или СК (КАСКО) завысила.
Могу ли я на основании какого-то может быть решения суда или еще чего-то настаивать на уменьшении компенсации исходя не из фактического ремонта, а исходя из расчета ОСАГО?
Нужно направлять страховщика в суд и в суде ходатайствовать о проведении судебной экспертизы.
Каковы могут быть мои действия? Что вы посоветуете? Я не юрист. Но у меня возникают на мой взгляд логичные вопросы. Мне нужно пойти к юристам/адвокатам с той целью, чтобы они защищали мои права? Но будет ли это экономически целесообразно для меня?
Сейчас СК предлагаем мне скидку 20% для урегулированя, т.е. предлагае заплатить 80тыс.р. Я могу настаивать, чтобы сумма была снижена, например до суммы ОСАГО, т.е. до 50тыс. НО, если я для этих целей буду наниматю юристов/адвокатов, я наверное им заплачу больше и в итоге окажусь в минусе?
Просьба дать совет, как мне лучше поступить в моей ситуации.
Следует ссылаться на недоказанность требуемого размера возмещения. Размер ущерба по КАСКО, вероятнее всего рассчитывался на основании предоставленных сведений сто, а не эксперта. Мастер в центре СТО может не обладать необходимыми знаниями для расчёта.
На мой взгляд, помощь юриста/адвоката в этой ситуации Вам не помешает и экономически не навредит. Хотя бы проконсультироваться с предоставлением документов. Расходы на юриста/адвоката подлежат взысканию с проигравшей стороны.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (п. 1 Ст. 100 ГПК РФ).
Какие документы у Вас есть на руках?
- 3338 ответов
- 1459 отзывов эксперт
Подобный вопрос неоднократно обсуждался между юристами здесь на сайте, мое мнение несколько отличается от мнения ряда коллег, безусловно компетентных в данном вопросе.
На мой взгляд требование СК о возмещении в порядке суброгации с виновника в размере не превышающем лимит, установленный в ст. 7 ФЗ об ОСАГО (400 т.р.) неправомерно. Судебная практика по этому поводу в достаточной мере не сложилась, по крайней мере четкого разъяснения на уровне Верховного суда по этому поводу нет.
Существует практика взыскания разницы между возмещением, выплаченным страховой виновника и реальным ущербом. Поэтому сказать о том, что юристы, советующие только лишь оспаривать размер требуемой суммы не правы я не могу.
Однако иная практика существует тоже и я бы попробовал оспорить требования СК на основании следующих позиций судов
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
«П. 74. Если размер возмещения, выплаченного страховщиком по договору добровольного имущественного страхования, превышает страховую сумму по договору обязательного страхования, к страховщику в порядке суброгации наряду с требованием к страховой организации, обязанной осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, переходит требование к причинителю вреда в части, превышающей эту сумму (глава 59 ГК РФ).»
«П.35 Причинитель вреда, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба только в случае, когда страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда (статья 15, пункт 1 статьи 1064, статья 1072 и пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).»
Эти разъяснения зачастую понимаются таким образом, что под страховой суммой (страховым возмещением) понимается не установленный в ст 7 лимит в 400 тыс, а та сумма, которая выплачена страховой виновника.
Однако есть и другое понимание, которое мне лично ближе
Постановление
Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 N 10АП-19307/2017 по
делу N А41-64771/17 (извлечение)
«……… Соответственно
страховая компания потерпевшего в силу ст. 965 ГК РФ имеет право на возмещение убытков за счет страховой компании причинителя вреда в полном размере, ограниченным законодательством только пределами, установленными ст. 7 Закона об ОСАГО.
Ущерб сверх указанных лимитов подлежит возмещению потерпевшим за счет непосредственного виновника ДТП.
Иное толкование вышеуказанных положений в системной взаимосвязи означало бы полное дезавуирование целей и задач законодательства об ОСАГО, привело бы к нарушению баланса интересов и гарантий возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего как основного принципа обязательного страхования (ст. 3 Закона об ОСАГО) ввиду неоправданного перекладывания бремени по возмещению ущерба на причинителя вреда, тогда как его ответственность за причинение вреда застрахована участником профессиональной деятельности страховщиков в обязательном порядке в силу закона.
Противоположный подход приведет к необоснованному освобождению страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность лица, причинившего вред от исполнения ее обязательств возместить потерпевшему вред в пределах лимита, установленного ст. 7 Закона об ОСАГО и такое толкование полностью лишает страхователя материально-правового интереса в заключении договора ОСАГО и повлечет к утрате заложенного в него законодателем смысла.»
Апелляционное определение Брянского областного суда от 01.08.2017 N 33-2539/2017 по делу N 2-5595/2016
Суть дела такая же как у Вас — ответчик разбил «тойоту», ее восстановили по КАСКО, предъявили суброгационный иск
Судебной коллегией установлено, что реальный ущерб, причиненный автомобилю марки TOYOTA CAMRY», государственный регистрационный знак в ходе дорожно-транспортного происшествия составляет 347171 рубль 02 копейки, не превышает установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» лимит ответственности ответчика М.В.ВА. по договору ОСАГО (400 тысяч рублей), следовательно, оснований предусмотренных главой 59 ГК РФ для возложения на М.В.ВА. обязанности по возмещению ущерба в порядке суброгации не имеется.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.09.2017 по делу N 33-24690/2017 Требование: О возмещении ущерба, причиненного ДТП, в порядке суброгации.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 500 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 400 тысяч рублей;
При таких обстоятельствах, поскольку на момент ДТП гражданская ответственность Б., была застрахована по полису обязательного страхования ОСАГО серия * N * в СПАО «Ингосстрах» сроком действия с 31 марта 2016 года по 30 марта 2017 года, постольку причиненный ущерба должен быть выплачен страховой компанией СПАО «Ингосстрах».
В соответствии с ч. 4 ст. 931 ГК РФ, со ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО» в удовлетворении исковых требований непосредственно к причинителю вреда, т.е. Б., должно быть отказано.
Таким образом, надлежащим ответчиком, на мой взгляд, в данном случае будет Ваша страховая компания, так как лимит ответственности (ст 7 ФЗ об ОСАГО )не исчерпан.
Страховой потерпевшего необходимо обращаться к Вашей страховой и в случае отказа в добровольном удовлетворении требований — в арбитражный суд.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2018 N 09АП-65456/2017 по делу N А40-159167/17
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, в результате ДТП, произошедшего 08.12.2016 г., причинены повреждения застрахованному истцом по договору страхования 001АТ-16/36010 транспортному средству Фольксваген.
Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине Гюльмаммадова Р.Т. в результате нарушения ПДД РФ, что подтверждается представленной в дело справкой о дорожно-транспортном происшествии, прочими доказательствами. Гражданская ответственность Гюльмаммадова Р.Т. на момент ДТП застрахована ответчиком по договору обязательного страхования ЕЕЕ N 0342782189.
Во исполнение обязательств по договору страхования выплачено страховое возмещение в размере 70.182,13 руб.
Стоимость восстановительного ремонта с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, использованных при восстановительных работах, составила 59.300 руб.
В силу перечисленных норм закона, в соответствии с ч. 4 ст. 931 ГК РФ и ФЗ ОСАГО, ООО «Группа Ренессанс Страхование» предъявило требование о возмещение вреда к ООО «СК „Согласие“, путем направления претензии со всеми документами, подтверждающими требования, с предложением в добровольном порядке возместить ущерб, возникший в результате ДТП.
Однако ответчиком сумма ущерба возмещена частично, задолженность составила 12.000 руб., что и явилось основанием для обращения истца в суд.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Таким образом, в настоящее время Вам нужно подготовить ответ на претензию либо отзыв на исковое заявление (когда уже будет направлен иск) на основании указанных доводов. Ну а уж если не поможет — в заседании обосновывать позицию что требования страховой завышены.
Страховая требует ущерб по ОСАГО
Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так — страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.
Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.
Пример из жизни
Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.
Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.
Как мыслит страховая компания
Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.
Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.
Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.
Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.
Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.
Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.
Ситуация с КАСКО
Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.
Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.
С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.
Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.
Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.
Что говорит конституционный суд
Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда. Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.
Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.
На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.
Разъяснение законодательства
Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.
Как это работало раньше
Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:
- Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
- Деньги зачисляются на счет автосервиса.
Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.
Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.
Порой были и «подставы» — люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.
В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.
Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:
- Владельцы легковых транспортных средств;
- Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.
Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.
Когда придется доплатить за ремонт
Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:
- Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
- Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
- Признается обоюдная вина в аварии.
Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:
- 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
- 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
- 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.
Гарантия на ремонт
Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:
- В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
- В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.
Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.
Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.
Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.
Чем поможет экспертиза
Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.
Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:
- Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
- Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
- Договориться об осмотре автомобиля.
- Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
- Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
- Если эксперт выявит какие-либо нарушения — не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.
Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.
Стоимость услуги — 5 000 рублей.
Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.
В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?
Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.
П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.
Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.
Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.
К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».
Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.
В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.
Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.
Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.
Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.
Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.
Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.
В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?
Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?
Для некоторых водителей является полной неожиданностью, когда их страховая компания сообщает им о взыскании денег. Такие случаи бывают не слишком часто, так как СК может сделать это не всегда. Лучший выход из данной ситуации – не допустить таких процессов, как регресс и суброгация.
Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП
Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.
Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.
Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.
Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.
Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:
- Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
- Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
- Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
- Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
- Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.
Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.
- Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
- В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.
Существует ли возможность избежать регресса?
Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.
Садясь за руль автомобиля проверьте:
- Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
- Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
- Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
- Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.
Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.
Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?
- Если вы попали в ДТП, во время его оформления инспекторами ГИБДД, поинтересуйтесь, есть ли у других участников аварии действующие договоры страхования. Дело в том, что сотрудники полиции могут и не вносить эту информацию в справку о ДТП, поэтому подобные сведения следует получить самому. Запишите себе реквизиты полисов, а также названия страховых компаний;
- Если ситуация, вследствие которой произошло ДТП, неоднозначная, не торопитесь признавать свою вину. Иногда в ситуации, когда повреждение машины незначительно, водитель признает себя виновным в аварии, тем самым, возможно, принимая на себя вину другого участника дорожно-транспортного происшествия;
- Если вы четко понимаете, что виновными в аварии являются оба участника, добивайтесь от инспектора ГИБДД составления протокола на обоих водителей. Если к вашей просьбе не прислушаются – обжалуйте незаконные действия во всех вышестоящих инстанциях;
- Когда потерпевшая в аварии сторона имеет страховой полис КАСКО, примите участие в определении ущерба от аварии. В дальнейшем данный ущерб может повлечь процедуру суброгации. Сделать это можно направив заявление в страховую компанию, которая застраховала риск повреждения автомобиля по договору КАСКО. В заявлении укажите, что вы желаете присутствовать при экспертизе транспортного средства, поврежденного в ДТП. Ваше присутствие при осмотре состояния машины не позволит страховщикам подтасовать некоторые выгодные для них факты осмотра;
- Обязательно сообщите об аварии в свою страховую компанию. Ваш страховщик также выступает субъектом ответственности по требованиям о выплате ущерба в порядке суброгации;
- Насколько бы грамотными вы ни были в вопросах страхования и выплат материальной компенсации при ДТП, лучше всего будет обратиться за помощью к специалистам.
Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.
Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?
Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.
Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?
В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.
Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.
В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.
Суброгация и регрессия
Не имеет значения, какую страховку имеет виновник аварии, КАСКО или ОСАГО. И в том и в другом случае, с него могут взыскать необходимые средства. Только основания для этого будут разными.
- Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
- Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
- Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.
Если страховая компания выдвинула вам подобные требования, оставлять без внимания данную ситуацию нельзя. Дело в том, что так вы можете только навредить сами себе.
Прежде всего, следует разобраться, насколько правомочными являются требования страховщиков. Страховые компании могут воспользоваться своим правом регресса или суброгации только в том случае, если для этого есть веские основания.
Когда вы уверенны, что страховщики злоупотребляют своим положением – отстаивайте свои права в суде. В этом деле стоит заручиться помощью квалифицированных юристов. Дело в том, что в вопросах, касающихся выяснения отношений со страховыми компаниями довольно много нюансов, которые известны только профессионалам.
Какой размер иска, предъявляемого виновнику аварии страховщиками?
В большинстве случаев иск приравнивается к сумме выплат по КАСКО за вычетом предельного лимита по ОСАГО. Но учтите, что выплата по КАСКО осуществляется на основании условий договора, а не в соответствии с ГК РФ. В остальных случаях порядок возмещения вреда регламентируется именно ГК.
Часто выплаты по КАСКО осуществляются без учета износа деталей автомобиля, на основании цен конкретных СТО (указываются в договоре страхования). Кроме этого, к выплатам могут добавляться услуги эвакуатора, экспертиза, вызов аварийного комиссара, прочее.
В соответствии с ГК РФ лицо, виновное в ДТП, должно возместить потерпевшему вред, в том размере, который необходим для полного восстановления транспортного средства с учетом износа деталей автомобиля.
Что делать при получении иска от страховой компании
Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.
В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.
Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.
Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.
Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.
Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.
Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?
Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.
Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.
Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.
Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.
Что говорит по данному вопросу судебная практика?
Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.
Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.
Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.
Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.
В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.