Штатное расписание в трудовом кодексе рф

Энциклопедия решений. Штатное расписание

Штатное расписание является документом, определяющим штатную структуру и штатную численность работодателя. Оно содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Эта цитата из не обязательного для применения постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 повсеместно используется в качестве универсального определения штатного расписания (определение Свердловского областного суда от 29.04.2016 N 33-6981/2016, определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2015 N 33-17440/2015, определение Тульского областного суда от 14.05.2015 N 33-1207/2015, письма Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1 и от 03.09.2010 N 2691-6-1, консультации дежурного инспектора портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Поскольку штатное расписание определяет перечень существующих должностей и необходимую численность работников, с помощью этого документа работодатель регулирует отношения, связанные с приемом на работу, переводами и увольнением по сокращению численности или штата. Такой акт рассчитан на неоднократное применение и конкретным работникам не адресован. Соответственно, штатное расписание является локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права. Такое мнение, как правило, разделяют и чиновники (письма Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1, от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1), и судьи (постановление АС Северо-Западного округа от 12.01.2016 N Ф07-3899/15, постановление Второго ААС от 09.09.2016 N 02АП-6489/16, определение Краснодарского краевого суда от 28.04.2016 N 33-8321/2016, определение Ставропольского краевого суда от 15.09.2015 N 33-6021/2015, определение Свердловского областного суда от 04.02.2015 N 33-802/2015). Но есть и исключения (определение Амурского областного суда от 27.07.2016 N 33АП-4653/2016, консультация Роструда).

Трудовой кодекс РФ дважды упоминает штатное расписание, однако нигде прямо не закрепляет обязанность работодателей его утверждать. По общему же правилу принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя (часть первая ст. 22 ТК РФ). Некоторые судьи распространяют это правило и на штатное расписание (определение Свердловского областного суда от 02.07.2013 N 33-7589/2013). Однако важнейшей обязанностью работодателя по трудовому договору статья 56 ТК РФ называет предоставление работнику работы по обусловленной трудовой функции. В свою очередь, трудовая функция может представлять собой работу по должности в соответствии со штатным расписанием (часть первая ст. 15, часть вторая ст. 57 ТК РФ). Поэтому представляется, что из трудового законодательства все-таки следует обязанность работодателя во всех случаях, когда он нанимает персонал для работы по должностям на основании трудовых договоров, иметь штатное расписание с перечнем этих должностей.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что отсутствие у работодателя штатного расписания или отсутствие в нем должностей, по которым работники осуществляют трудовую функцию, может наряду с иными обстоятельствами рассматриваться как основание для привлечения работодателя и его виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (решение Брянского областного суда от 07.07.2016 N 21-191/2016, определение Ставропольского краевого суда от 03.03.2016 N 33-1297/2016, решение Астраханского областного суда от 26.02.2016 N 21-90/2016). И все же имеется подход, согласно которому из определения трудовой функции не следует обязанность работодателя составлять штатное расписание, поэтому привлекать к административной ответственности за отсутствие такого документа неправомерно (решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2015 N 12-190/2015).

Претензии по поводу отсутствия штатного расписания можно исключить в отношении работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, поскольку они не вправе принимать локальные нормативные акты (часть первая ст. 8, часть первая ст. 22 ТК РФ), а также в отношении микропредприятий, поскольку они вправе отказаться от их принятия (ст. 309.2 ТК РФ).

Нужно учитывать, что штатное расписание, будучи источником информации о полном объеме имеющейся у работодателя работы, является практически не заменимым доказательством в трудовых спорах (см., например, определение Пензенского областного суда от 11.04.2017 N 33-1212/2017, определение Тульского областного суда от 01.09.2016 N 33-2910/2016, определение Свердловского областного суда от 24.05.2016 N 33-9033/2016, определение Красноярского краевого суда от 27.01.2016 N 33-1067/2016). Поэтому отказываться от утверждения штатного расписания и поддержания его в актуальном состоянии в любом случае не рекомендуется.

Штатное расписание: спорный статус документа

Роструд в письме от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1 предупредил: прием работника на должность, не предусмотренную штатным расписанием, может повлечь административную ответственность. Мы попытались разобраться, каков же статус этого документа.

В Трудовом кодексе (ст. 15, 57) штатное расписание упоминается лишь при определении трудовой функции. Под ней понимается:

а) работа по
должности в соответствии со штатным расписанием,
— профессии,
— специальности
с указанием квалификации;
б) конкретный вид поручаемой работнику работы.

Кроме того, в Трудовом кодексе (ст. 75, 81 (п. 2), 82, 178 — 180, 292, 296, 318, 341) многократно употребляется термин «штат». Сокращение штата работников приравнивается к сокращению их численности.

В контексте такого применения штатное расписание можно определить как перечень должностей с указанием их численности, установленный в организации.

Что такое «должность»?

Как видно, законодатель связывает трудовую функцию не только с должностью, но и с профессией, специальностью и т.д. Однако штатному расписанию должны соответствовать исключительно должности. Получается, что профессии и специальности в штатном расписании не отражаются? Это настораживает. Разберемся, что же такое «должность».

Ответ мы обнаружим в статье 16 Трудового кодекса. Из нее следует, что должности должны быть предусмотрены нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, либо уставом (положением) организации. Причем работник может занимать должность в результате:

  • избрания на должность (ст. 17 ТК РФ);
  • избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности (ст. 18 ТК РФ);
  • назначения на должность или утверждения в должности (ст. 19 ТК РФ).

С точки зрения суда штатное расписание не является локальным нормативным актом. Следовательно, оно не может быть оспорено (апелляционное определение Иркутского областного суда от 08.05.2013 по делу № 33-3491/13).

Так, должности гражданской службы утверждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а также нормативными актами субъектов РФ (ст. 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»). Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей, утверждаемым законом субъекта РФ (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

У рабочих – профессии, у служащих – должности (абз. 7 ст. 144 ТК РФ).

Читать еще:  Работа на стыке бухгалтерия и отдела кадров

Еще примеры: номенклатура должностей для педагогических работников и руководителей образовательных организаций утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678, а для медицинских и фармацевтических работников — приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия определяет его устав (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Так что должность – это статус, определенный нормативными или учредительными документами.

А вот еще один юридический факт. На основании постановления Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 единые тарифно-квалификационные справочники устанавливают: для руководителей, специалистов и служащих — должности, а для рабочих – работы и профессии. В частности, специалист по охране труда – это должность (приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н). Поэтому она может быть предусмотрена штатным расписанием (ст. 217 ТК РФ).

Штатное расписание – это план комплектования кадрового состава.

Между тем Роструд в письме от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1 утверждает, что в соответствии со штатным расписанием организации указывается не только наименование не только должности, но и профессии, а также специальности. Как видно, чиновники расширено трактуют Трудовой кодекс.

  • есть ли в вашей компании должности? Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Изучите нормативные акты, регламентирующие вашу деятельность;
  • штатное расписание определяет именно должности, то есть устанавливает их перечень;
  • ниоткуда не следует, что штатное расписание должно характеризовать размеры оплаты труда.

Спорим с Рострудом

По мнению Роструда (письма от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 № ПГ/409-6-1, от 22.03.2012 № 428-6-1), штатное расписание является локальным нормативным актом организации. Оно в сводном виде фиксирует сложившееся разделение труда между работниками и условия оплаты их труда. Из данной характеристики следует, что штатное расписание констатирует состав работников, уже состоящих в трудовых отношениях с организаций. Это не помешало чиновникам в письме № ПГ/13229-6-1 утверждать противоположное: «должность в трудовом договоре с работником следует указывать в строгом соответствии со штатным расписанием». И подчеркнуть: принятие работника на должность, не включенную в штатное расписание, недопустимо.

Так что же первично — трудовой договор или штатное расписание? Давайте рассуждать.

Штатное расписание предназначено для определения потребности организации в кадрах с учетом фонда оплаты труда. Если оно установлено работодателю вышестоящим органом, то отступать от него он не вправе. Тогда руководитель обязан нанимать работников строго в соответствии со штатным расписанием. В противном случае он выходит за пределы своей компетенции.

Другое дело, если руководитель уполномочен определять штатное расписание и утверждает его самостоятельно. Принимая работника на ранее непредусмотренную должность, руководитель тем самым расширяет штатное расписание. Зафиксировать факт изменения может уполномоченный кадровый работник, отдельного распоряжения на это не требуется.

В первом варианте — действительно, имеет место нарушение законодательства о труде и об охране труда. И с ответственностью по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях можно согласиться. А во втором? По мнению автора, несоответствие должностей — формальность, не влекущая вредных последствий. Всякое наказание должно быть соразмерно наступившим последствиям. При малозначительных правонарушениях санкции не применяются (ст. 2.9 КоАП РФ).

Расхождение наименований должности в трудовом договоре (трудовой книжке) и в штатном расписании может полечь нарушение пенсионных прав работника (кассационное определение Верховного суда Республики Татарстан от 24.03.2011 по делу № 33-3406/11).

Наконец, увольнение конкретного работника не влечет сокращение штатного расписания (апелляционное определение Липецкого областного суда от 17.12.2012 по делу № 33-3036/2012).

Трудовые инспекции нередко ориентируются на форму штатного расписания, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Но при этом они почему-то «забывают», что согласно указаниям по заполнению этой формы штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Если же из Устава (Положения) необходимость штатного расписания не вытекает – оно необязательно.

Обратите внимание: постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 не зарегистрировано в Минюсте России. Поэтому претензии по его несоблюдению можно отклонить ссылкой на пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 № 09АП-27072/2010).

Какой же вывод можно сделать?

Необходимость штатного расписания и порядок его оформления определяется не Трудовым кодексом, а специальными документами, регламентирующими деятельность руководителя организации. Например, в автономном учреждении штатное расписание должно быть утверждено руководителем в силу закона (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Необходимо ли штатное расписание хозяйственному обществу?

В Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» термины «штатное расписание» и «штат» отсутствуют. Зато трудовые функции всех работников без исключения ассоциируются с должностью (подп. 3 п. 2 ст. 40). Нужно ли на этом основании считать, что штатное расписание необходимо? Вовсе нет, ибо данный закон не устанавливает нормы трудового права (п. 1 ст. 1).

В акционерных обществах штаты утверждает единоличный исполнительный орган общества – директор или генеральный директор. Основание — пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Но следовать своему собственному одностороннему решению он не обязан, поскольку штатное расписание публичной достоверностью не обладает (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 № 09АП-15251/2011-ГК).

Слово «штат» — немецкого происхождения (от «staat»), буквально – государство.

Наконец, сокращение численности персонала возможно и в отсутствие штатного расписания.

Между тем штатное расписание может быть необходимо для осуществления отдельных видов деятельности – например, по техническому осмотру транспортных средств (подп. «д» п. 8 Правил, утв. приказом Минэкономразвития России от 28.11.2011 № 697). Но в этих случаях контроль за его наличием не относится к сфере компетенции трудовой инспекции.

Так что если вас пытаются оштрафовать за отсутствие штатного расписания или за несоответствие фактических должностей штатному расписанию – не спешите соглашаться.

Елена Диркова, редакция журнала «Практическая Бухгалтерия»

Ищете решение Вашей ситуации?

«Практическая бухгалтерия» — бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Все, что необходимо бухгалтеру для ведения бухучета. Найдется все.

Выбор читателей

Кому с 1 июня увеличат ежемесячное пособие по уходу за ребенком

10 признаков крутого бухгалтера, который никогда не останется без работы

Что изменилось в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 1 июня 2020 года?

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Штатное расписание: не обязательно, но желательно

Обязаны или не обязаны работодатели иметь штатное расписание?

Штатное расписание упоминается только в ст. 57 ТК РФ. Согласно этой статье в трудовом договоре указываются должность, специальность, профессия (с квалификацией) в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция работника.

Отсюда следует, что если трудовым договором определена должность, специальность или профессия (как это обычно бывает), то работодатель, заключивший такой трудовой договор с работником, обязан иметь штатное расписание. И наоборот, если во всех трудовых договорах, заключенных данным работодателем с работниками, описывается трудовая функция (т.е. описывается конкретная работа, которую обязан выполнять работник), то необходимость в штатном расписании отпадает.

Кроме того, ст. 57 ТК РФ ни в каких случаях не обязывает работодателей — физических лиц иметь штатное расписание, даже если они являются, например, индивидуальными предпринимателями. Ведь в ней прямо и недвусмысленно говорится о “штатном расписании организации”.

Отметим, что чиновники федеральной инспекции труда могут расценить отсутствие штатного расписания (даже в тех случаях, когда оно по смыслу ст. 57 ТК РФ и не требуется) как нарушение трудового законодательства и оштрафовать работодателя по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иногда в трудовые договоры с работниками вносятся указания на определенные должности, специальности или профессии, а штатное расписание, которое закрепляло бы наличие этих должностей, специальностей и профессий в соответствующей организации, отсутствует.

Можно ли говорить, что одно из существенных условий трудового договора — условие о трудовой функции — не согласовано сторонами? На наш взгляд, нельзя.

Штатное расписание утверждается локальным нормативным актом организации. Следовательно, его наличие или отсутствие и содержание зависят от волеизъявления только работодателя. Обязанность составить и утвердить штатное расписание лежит только на работодателе.

Однако наличие или отсутствие штатного расписания, а также его несоответствие трудовому договору, который заключается по взаимному соглашению работодателя и работника, не может препятствовать осуществлению работником своих трудовых прав. Невыполнение работодателем своей обязанности по составлению и утверждению штатного расписания не влияет на условия заключенного работодателем и работником трудового договора.

Таким образом, трудовой договор, в котором указана определенная должность, специальность или профессия, не может считаться незаключенным только на том основании, что у работодателя отсутствует штатное расписание. Работник будет выполнять трудовую функцию, предусмотренную таким трудовым договором (т.е. работать по установленной в договоре должности, специальности или профессии).

Иногда работников принимают на работу на должности, не предусмотренные имеющимся в организации штатным расписанием. Противоречие между штатным расписанием и трудовым договором должно решаться в пользу последнего (ст. 8 ТК РФ), по крайней мере, в отношении данного работника. Работник считается принятым по установленной в трудовом договоре должности, специальности или профессии.

Отсутствие штатного расписания может повлечь некоторые проблемы. Работодатель, который не имеет штатного расписания, лишается возможности провести сокращение численности или штата работников. Точнее, провести сокращение численности или штата работников работодатель может, а вот документально подтвердить правомерность своих действий он в случае спора не сможет.

Штатное расписание является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ). Трудовым законодательством не предусмотрено, что штатное расписание утверждается с учетом мнения представительного органа работников.

Работодатель самостоятельно утверждает штатное расписание (например, приказом или распоряжением руководителя организации), самостоятельно решает вопросы его изменения и дополнения.

Изменения в штатное расписание могут вноситься работодателем сколь угодно часто. В случае спора об увольнении работников по сокращению штата целесообразность изменения штатного расписания судами не рассматривается.

Форма штатного расписания — унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” — утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”. Обычно работодатели применяют эту форму.

Некоторые эксперты в области трудового законодательства считают, что применение именно данной формы строго обязательно для работодателей, а “всякое своеволие” в данном вопросе может грозить организации неисчислимыми бедами.

Тезис об обязательности унифицированной формы № Т-3 “Штатное расписание” родился на основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Согласно этой статье первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. И только документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, могут составляться в произвольной форме, но обязательно должны содержать все реквизиты, указанные в ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете”.

Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 “О первичных учетных документах” разработка и утверждение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации были возложены на Госкомстат России (в настоящее время — Федеральная служба государственной статистики).

Отсюда делается вывод, что если Госкомстат России утвердил какую-либо унифицированную форму, то она подлежит обязательному применению.

Однако здесь упускается из виду самое главное — Госкомстат России был уполномочен Правительством РФ утверждать унифицированные формы первичных документов. А что такое первичный документ?

Первичным документом может признаваться только документ, который оформляет какую-либо хозяйственную операцию организации, подлежащую отражению в бухгалтерском учете.

Но ведь штатным расписанием не оформляются никакие хозяйственные операции организации. На основании штатного расписания не осуществляются какие-либо бухгалтерские проводки (даже зарплата работникам-повременщикам начисляется не на основании штатного расписания, а на основании табеля учета рабочего времени).

Следовательно, работодатели имеют право не применять унифицированную форму штатного расписания, а разработать свою.

Унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” может рассматриваться только как рекомендательная.

Неприменение унифицированной формы штатного расписания не является нарушением трудового законодательства или законодательства о бухгалтерском учете.

Для тех работодателей, которые применяют унифицированную форму штатного расписания, мы приводим пример ее заполнения (см. ниже).

При заполнении унифицированной формы штатного расписания могут возникать вопросы относительно порядка заполнения графы 4, в которой указывается количество штатных единиц. В том случае, если организацией предусматривается содержание неполной штатной единицы, при заполнении графы 4 количество неполных штатных единиц указывается в соответствующих долях, например 0,25 (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Очень часто работодатели сталкиваются с трудностями при заполнении граф 5-9, в которых отражается заработная плата работника. Попробуем в них разобраться.

Если работодатель не имеет возможности заполнить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, то в соответствующих графах допускается указывать проценты или коэффициенты.

Если размер процентов и коэффициентов изменяется, то, на наш взгляд, не будет ошибкой поставить в соответствующих графах прочерки, а в графе 10 сделать ссылку на документ, который регулирует изменение этих процентов и коэффициентов.

Например, процентная надбавка работникам Крайнего Севера меняется в зависимости от продолжительности “северного” стажа. Поэтому при заполнении унифицированной формы штатного расписания в графах 6 — 8 можно поставить прочерки (при отсутствии других надбавок), а в графе 10 сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление работникам Крайнего Севера процентных надбавок к заработной плате.

Иные стимулирующие выплаты, кроме надбавок, в унифицированной форме штатного расписания не показываются. То есть, нет необходимости отражать в унифицированной форме штатного расписания премии и иные стимулирующие выплаты, не являющиеся надбавками.

Чем именно надбавки заслужили право присутствовать в унифицированной форме штатного расписания, неясно. Тем более что официального определения надбавки в трудовом законодательстве России нет.

Подсчет итога по графам 5-9 возможен только тогда, когда тарифные ставки и надбавки установлены в одинаковых единицах за одинаковый период времени.

Если в соответствующих графах кроме рублей используются проценты и коэффициенты, а в организации используется не только повременная, но и сдельная система оплаты труда, то вывести итог по графам 5 — 9 унифицированной формы штатного расписания не представляется возможным.

Наименования должностей, профессий и специальностей, которые фигурируют в штатном расписании организации, устанавливаются работодателем самостоятельно.

Если же с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление каких-либо льгот или наличие ограничений, то эти должности, специальности и профессии и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ). Квалификационные справочники утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Если в указанных справочниках такие профессии и должности отсутствуют, то в штатном расписании организации (и в трудовых договорах) наименования профессий и должностей, на наш взгляд, должны указываться в соответствии с нормативным правовым актом, предоставляющим льготы или налагающим ограничения. Трудовое законодательство России содержит довольно большое количество нормативных правовых актов, которые предоставляют льготы и ограничения для различных категорий работников. Поэтому при составлении штатного расписания работодателю лучше придерживаться соответствующих квалификационных справочников.

Штатное расписание — право или обязанность?

Некоторые работодатели не составляют штатное расписание, потому что законодательством не установлена такая обязанность. Однако на практике отсутствие документа может привести к негативным последствиям. В данной статье рассмотрим правила составления штатного расписания и ответственность за его отсутствие.

Обязанность работодателя оформлять штатное расписание напрямую не закреплена ни в одном нормативном документе. Однако если проанализировать Трудовой кодекс, станет понятно, что безопаснее утвердить штатное расписание.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения предполагают, что человек работает на определенной должности в соответствии со штатным расписанием (ст. 57 ТК РФ).

Важно! Штатное расписание должны формировать все без исключения организации, в том числе ИП с наемными работниками.

Порядок и правила оформления

Унифицированная форма штатного расписания № Т-3 утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Коммерческие организации и ИП вправе не применять указанную форму и разработать собственную, но в ней должны быть обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Утвержденную форму нужно приложить к учетной политике предприятия.

Наименование должностей в штатном расписании должно быть обязательно на русском языке (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ). Например, нарушением будет наименование должности «web-программист», «PR-менеджер» или «IT-разработчик». Если в действующем штатном расписании есть иностранные аббревиатуры или слова, следует привести документ в соответствие с требованиями законодательства.

При указании должностей в штатном расписании особое внимание следует уделить тем должностям, работа на которых дает работникам право на досрочный уход на пенсию (Постановление Правительства СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»).

Программа «Контур-Персонал» поможет:

  • составить штатное расписание с использованием справочника ОКПДТР
  • вести учет занятых и свободных ставок, в т.ч. свободных временно — на период временного перевода сотрудника или декретного отпуска
  • сформировать перечень льготных профессий с поименным списком сотрудников.

Попробовать бесплатно

Штатное расписание можно разработать один раз и применять на протяжении нескольких лет. Срок действия документа законодательно не установлен. Работодатель может менять штатное расписание по мере необходимости — например, если индексирует зарплату работников или вводит новые должности.

Ответственность за отсутствие штатного расписания

К компании, у которой нет штатного расписания, могут предъявить претензии налоговые органы. Это объясняется тем, что штатное расписание — один из документов, который подтверждает обоснованность затрат на оплату труда. Напомним, что согласно ст. 252 НК РФ все расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Если в ходе проверки контролирующие органы обнаружат, что штатного расписания нет, расходы на оплату труда могут быть не приняты для целей налогообложения прибыли организации. Кроме того, отсутствие первичных документов расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ) и карается штрафом в размере 10 000 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector