Штатное расписание трудовой кодекс статья

Энциклопедия решений. Штатное расписание

Штатное расписание является документом, определяющим штатную структуру и штатную численность работодателя. Оно содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Эта цитата из не обязательного для применения постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 повсеместно используется в качестве универсального определения штатного расписания (определение Свердловского областного суда от 29.04.2016 N 33-6981/2016, определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2015 N 33-17440/2015, определение Тульского областного суда от 14.05.2015 N 33-1207/2015, письма Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1 и от 03.09.2010 N 2691-6-1, консультации дежурного инспектора портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Поскольку штатное расписание определяет перечень существующих должностей и необходимую численность работников, с помощью этого документа работодатель регулирует отношения, связанные с приемом на работу, переводами и увольнением по сокращению численности или штата. Такой акт рассчитан на неоднократное применение и конкретным работникам не адресован. Соответственно, штатное расписание является локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права. Такое мнение, как правило, разделяют и чиновники (письма Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1, от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1), и судьи (постановление АС Северо-Западного округа от 12.01.2016 N Ф07-3899/15, постановление Второго ААС от 09.09.2016 N 02АП-6489/16, определение Краснодарского краевого суда от 28.04.2016 N 33-8321/2016, определение Ставропольского краевого суда от 15.09.2015 N 33-6021/2015, определение Свердловского областного суда от 04.02.2015 N 33-802/2015). Но есть и исключения (определение Амурского областного суда от 27.07.2016 N 33АП-4653/2016, консультация Роструда).

Трудовой кодекс РФ дважды упоминает штатное расписание, однако нигде прямо не закрепляет обязанность работодателей его утверждать. По общему же правилу принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя (часть первая ст. 22 ТК РФ). Некоторые судьи распространяют это правило и на штатное расписание (определение Свердловского областного суда от 02.07.2013 N 33-7589/2013). Однако важнейшей обязанностью работодателя по трудовому договору статья 56 ТК РФ называет предоставление работнику работы по обусловленной трудовой функции. В свою очередь, трудовая функция может представлять собой работу по должности в соответствии со штатным расписанием (часть первая ст. 15, часть вторая ст. 57 ТК РФ). Поэтому представляется, что из трудового законодательства все-таки следует обязанность работодателя во всех случаях, когда он нанимает персонал для работы по должностям на основании трудовых договоров, иметь штатное расписание с перечнем этих должностей.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что отсутствие у работодателя штатного расписания или отсутствие в нем должностей, по которым работники осуществляют трудовую функцию, может наряду с иными обстоятельствами рассматриваться как основание для привлечения работодателя и его виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (решение Брянского областного суда от 07.07.2016 N 21-191/2016, определение Ставропольского краевого суда от 03.03.2016 N 33-1297/2016, решение Астраханского областного суда от 26.02.2016 N 21-90/2016). И все же имеется подход, согласно которому из определения трудовой функции не следует обязанность работодателя составлять штатное расписание, поэтому привлекать к административной ответственности за отсутствие такого документа неправомерно (решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2015 N 12-190/2015).

Претензии по поводу отсутствия штатного расписания можно исключить в отношении работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, поскольку они не вправе принимать локальные нормативные акты (часть первая ст. 8, часть первая ст. 22 ТК РФ), а также в отношении микропредприятий, поскольку они вправе отказаться от их принятия (ст. 309.2 ТК РФ).

Нужно учитывать, что штатное расписание, будучи источником информации о полном объеме имеющейся у работодателя работы, является практически не заменимым доказательством в трудовых спорах (см., например, определение Пензенского областного суда от 11.04.2017 N 33-1212/2017, определение Тульского областного суда от 01.09.2016 N 33-2910/2016, определение Свердловского областного суда от 24.05.2016 N 33-9033/2016, определение Красноярского краевого суда от 27.01.2016 N 33-1067/2016). Поэтому отказываться от утверждения штатного расписания и поддержания его в актуальном состоянии в любом случае не рекомендуется.

Штатное расписание

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 57 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, которые заставили усомниться в обязанности всех организаций иметь штатное расписание. Обоснованны ли такие сомнения? Можно ли вносить в утвержденную форму указанного документа изменения?

В действующем законодательстве не содержится определения понятия «штатное расписание». В то же время о штатном расписании упоминается, в частности, в Трудовом кодексе РФ.

Из первоначальной редакции ст. 57 ТК РФ следовало, что в трудовом договоре указываются наименование должности, специальности, профессии в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Такая формулировка давала основание считать, что штатное расписание должны иметь все организации.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 57 ТК РФ были внесены изменения. Согласно действующей редакции данной статьи в трудовом договоре отражается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы). Аналогичное определение трудовой функции с упоминанием о штатном расписании содержится и в ст. 15 ТК РФ, действующей в редакции упомянутого закона.

Означают ли внесенные изменения, что в настоящее время штатное расписание не является обязательным?

Действующее законодательство не дает прямого ответа на вопрос, поэтому обратимся к официальному разъяснению компетентного ведомства.

Унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание» утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — постановление). Согласно этому подзаконному акту названная форма применяется для составления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). В постановлении также разъясняется, что штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Федеральная служба по труду и занятости в письме от 08.07.2010 № 2016-6-6 (далее — письмо) отметила, что на основании постановления штатное расписание распространяется на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории России. Далее со ссылкой на содержание ст. 57 ТК РФ Роструд разъяснил, что в организации должен быть такой документ. Отсутствие штатного расписания может затруднить проведение мероприятий по сокращению численности или штата работников. Кроме того, отсутствие данного документа государственная инспекция труда может расценить как нарушение, за которое предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Чем обусловлена обязанность

Обратим внимание на последнее из приведенных предложений письма. Из него следует, что административная ответственность за отсутствие в организации штатного расписания применяется не во всех случаях. Наказывать можно только за невыполнение установленной каким-либо правовым актом обязанности. Из разъяснений Роструда можно сделать вывод, что не все организации обязаны иметь штатное расписание. Данное ведомство не уточняет, на какие именно юридические лица подобная обязанность распространяется.

Мы считаем, что определить эти организации можно, проанализировав положения ст. 57 Трудового кодекса РФ. Как уже отмечалось, согласно данной статье в трудовом договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы).

Из примененной законодателем формулировки, по нашему мнению, следует, что обязанность иметь штатное расписание обусловливается наличием в организации работников, занимающих должности.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.06.98 № 37 (далее — Квалификационный справочник) и действует в настоящее время в редакции приказа Минздравсоцразвития России 29.04.2008 № 200. Организация, которая заключает трудовой договор хотя бы с одним лицом и указывает его трудовую функцию в виде должности, упомянутой в Квалификационном справочнике, обязана иметь штатное расписание.

Могут ли быть организации, у которых нет работников, занимающих должности? Действующее законодательство позволяет ответить на него положительно.

Прежде всего обозначим юридические лица, которые могут осуществлять деятельность, не имея единоличного исполнительного органа, именуемого обычно директором или генеральным директором, упоминаемым в Квалификационном справочнике. К ним можно отнести полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Это следует из положений части первой Гражданского кодекса РФ.

Читать еще:  Получение гражданства рф для иностранных студентов

Так, в ст. 71 ГК РФ сказано: каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. При этом законодательство не предусматривает наличия в указанном товариществе особого единоличного исполнительного органа, необходимого для функционирования юридического лица. Аналогичные положения содержатся в положениях Гражданского кодекса РФ, регулирующих деятельность товарищества на вере.

Однако если в названные товарищества будет принята на работу хотя бы одна секретарь-машинистка, должность которой отнесена Квалификационным справочником к должностям других служащих (технических исполнителей), они будут обязаны иметь штатное расписание.

Отметим также, что количество юридических лиц, созданных в форме вышеуказанных товариществ, невелико. Подавляющее большинство коммерческих организаций действует в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Без директора (генерального директора), работающего по трудовому договору, могут обойтись также ООО и АО.

Так, в ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится, что по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа АО могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Аналогичное положение содержится в Федеральном законе от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Отсутствие в организации главного бухгалтера (бухгалтера), работающего по трудовому договору, также допустимо. Это следует из ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Статья, в частности, предусматривает возможность ведения учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером специалистом. При этом в данном случае имеется в виду наличие между организацией и указанными субъектами гражданско-правовых договорных отношений.

Отметим, что в обществе, передавшем полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации, функции главного бухгалтера и других руководящих работников могут исполнять сотрудники названной организации. И это допустимо, что следует, в частности, из постановления ФАС Поволжского округа от 30.10.2009 № А55-12344/2008. Поскольку указанные специалисты не состоят в трудовых отношениях с управляемым обществом, они не являются по отношению к нему работниками, занимающими в этом обществе должности. Привлечение специалистов сторонних организаций возможно и по так называемому договору аутсорсинга. Такие специалисты тоже не состоят в трудовых отношениях с организацией заказчика.

И еще раз подчеркнем, что не иметь штатное расписание вправе только организация, у которой нет ни одного работника, упомянутого в Квалификационном справочнике. Но и в этом случае при наличии значительного количества сотрудников иных категорий вести обсуждаемый документ все же целесообразно исходя прежде всего из интересов самой организации.

Допустимы ли отклонения? Обсудим другой возникающий на практике вопрос: в какой форме необходимо вести штатное расписание?

Штатное расписание является первичным учетным документом. Из пункта 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что такие документы составляются по утвержденным формам.

Форма № Т-3 «Штатное расписание» предусматривает наличие в ней таких составляющих: «Структурное подразделение», «Должность (специальность, профессия) разряд, класс (категория) квалификация», «Количество штатных единиц», «Тарифная ставка (оклад) и проч., руб.», «Надбавки, руб.», «Всего, руб.» и «Примечание». При этом некоторые составляющие подразделяются на несколько граф. Так, составляющая «Структурное подразделение» подразделяется на графу 1 «Наименование» и графу 2 «Код». Указания по применению формы № Т-3 утверждены упомянутым постановлением. В них изложен порядок заполнения отдельных граф.

Роструд в письме разъясняет, что порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не определен. Как правило, штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Итак, штатное расписание конкретной организации может состоять из граф, наличие которых вызвано необходимостью отразить реальные сведения. Например, если в небольшой организации отсутствуют структурные подразделения, то графы 1 и 2, в которых отражаются их наименования и коды, могут отсутствовать. В то же время мы считаем, что организация исходя из специфики вправе вводить дополнительные графы. Например, если ее структурные подразделения состоят из нескольких организационных составляющих, это может быть отражено в штатном расписании с помощью дополнительных граф.

Как уже отмечалось, Роструд разъяснил, что действующее законодательство не определяет порядок составления штатного расписания. Но это совсем не означает, что организации не должны руководствоваться упомянутыми указаниями по применению формы № Т-3. По нашему мнению, в данном случае ведомство имело в виду лишь допустимость отклонений от утвержденной формы.

Во избежание конфликтов с проверяющими органами целесообразно придерживаться утвержденной формы № Т-3, соответствующим образом указывая «ненужность» граф. Например, при отсутствии структурных подразделений в графах 1 и 2 ставить прочерки.

к сведению

В статье 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридические лица — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое нарушение, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Штатное расписание: не обязательно, но желательно

Обязаны или не обязаны работодатели иметь штатное расписание?

Штатное расписание упоминается только в ст. 57 ТК РФ. Согласно этой статье в трудовом договоре указываются должность, специальность, профессия (с квалификацией) в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция работника.

Отсюда следует, что если трудовым договором определена должность, специальность или профессия (как это обычно бывает), то работодатель, заключивший такой трудовой договор с работником, обязан иметь штатное расписание. И наоборот, если во всех трудовых договорах, заключенных данным работодателем с работниками, описывается трудовая функция (т.е. описывается конкретная работа, которую обязан выполнять работник), то необходимость в штатном расписании отпадает.

Кроме того, ст. 57 ТК РФ ни в каких случаях не обязывает работодателей — физических лиц иметь штатное расписание, даже если они являются, например, индивидуальными предпринимателями. Ведь в ней прямо и недвусмысленно говорится о “штатном расписании организации”.

Отметим, что чиновники федеральной инспекции труда могут расценить отсутствие штатного расписания (даже в тех случаях, когда оно по смыслу ст. 57 ТК РФ и не требуется) как нарушение трудового законодательства и оштрафовать работодателя по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иногда в трудовые договоры с работниками вносятся указания на определенные должности, специальности или профессии, а штатное расписание, которое закрепляло бы наличие этих должностей, специальностей и профессий в соответствующей организации, отсутствует.

Можно ли говорить, что одно из существенных условий трудового договора — условие о трудовой функции — не согласовано сторонами? На наш взгляд, нельзя.

Штатное расписание утверждается локальным нормативным актом организации. Следовательно, его наличие или отсутствие и содержание зависят от волеизъявления только работодателя. Обязанность составить и утвердить штатное расписание лежит только на работодателе.

Однако наличие или отсутствие штатного расписания, а также его несоответствие трудовому договору, который заключается по взаимному соглашению работодателя и работника, не может препятствовать осуществлению работником своих трудовых прав. Невыполнение работодателем своей обязанности по составлению и утверждению штатного расписания не влияет на условия заключенного работодателем и работником трудового договора.

Таким образом, трудовой договор, в котором указана определенная должность, специальность или профессия, не может считаться незаключенным только на том основании, что у работодателя отсутствует штатное расписание. Работник будет выполнять трудовую функцию, предусмотренную таким трудовым договором (т.е. работать по установленной в договоре должности, специальности или профессии).

Иногда работников принимают на работу на должности, не предусмотренные имеющимся в организации штатным расписанием. Противоречие между штатным расписанием и трудовым договором должно решаться в пользу последнего (ст. 8 ТК РФ), по крайней мере, в отношении данного работника. Работник считается принятым по установленной в трудовом договоре должности, специальности или профессии.

Читать еще:  Прекращение дела о банкротстве физических лиц последствия для гражданина

Отсутствие штатного расписания может повлечь некоторые проблемы. Работодатель, который не имеет штатного расписания, лишается возможности провести сокращение численности или штата работников. Точнее, провести сокращение численности или штата работников работодатель может, а вот документально подтвердить правомерность своих действий он в случае спора не сможет.

Штатное расписание является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ). Трудовым законодательством не предусмотрено, что штатное расписание утверждается с учетом мнения представительного органа работников.

Работодатель самостоятельно утверждает штатное расписание (например, приказом или распоряжением руководителя организации), самостоятельно решает вопросы его изменения и дополнения.

Изменения в штатное расписание могут вноситься работодателем сколь угодно часто. В случае спора об увольнении работников по сокращению штата целесообразность изменения штатного расписания судами не рассматривается.

Форма штатного расписания — унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” — утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”. Обычно работодатели применяют эту форму.

Некоторые эксперты в области трудового законодательства считают, что применение именно данной формы строго обязательно для работодателей, а “всякое своеволие” в данном вопросе может грозить организации неисчислимыми бедами.

Тезис об обязательности унифицированной формы № Т-3 “Штатное расписание” родился на основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Согласно этой статье первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. И только документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, могут составляться в произвольной форме, но обязательно должны содержать все реквизиты, указанные в ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете”.

Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 “О первичных учетных документах” разработка и утверждение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации были возложены на Госкомстат России (в настоящее время — Федеральная служба государственной статистики).

Отсюда делается вывод, что если Госкомстат России утвердил какую-либо унифицированную форму, то она подлежит обязательному применению.

Однако здесь упускается из виду самое главное — Госкомстат России был уполномочен Правительством РФ утверждать унифицированные формы первичных документов. А что такое первичный документ?

Первичным документом может признаваться только документ, который оформляет какую-либо хозяйственную операцию организации, подлежащую отражению в бухгалтерском учете.

Но ведь штатным расписанием не оформляются никакие хозяйственные операции организации. На основании штатного расписания не осуществляются какие-либо бухгалтерские проводки (даже зарплата работникам-повременщикам начисляется не на основании штатного расписания, а на основании табеля учета рабочего времени).

Следовательно, работодатели имеют право не применять унифицированную форму штатного расписания, а разработать свою.

Унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” может рассматриваться только как рекомендательная.

Неприменение унифицированной формы штатного расписания не является нарушением трудового законодательства или законодательства о бухгалтерском учете.

Для тех работодателей, которые применяют унифицированную форму штатного расписания, мы приводим пример ее заполнения (см. ниже).

При заполнении унифицированной формы штатного расписания могут возникать вопросы относительно порядка заполнения графы 4, в которой указывается количество штатных единиц. В том случае, если организацией предусматривается содержание неполной штатной единицы, при заполнении графы 4 количество неполных штатных единиц указывается в соответствующих долях, например 0,25 (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Очень часто работодатели сталкиваются с трудностями при заполнении граф 5-9, в которых отражается заработная плата работника. Попробуем в них разобраться.

Если работодатель не имеет возможности заполнить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, то в соответствующих графах допускается указывать проценты или коэффициенты.

Если размер процентов и коэффициентов изменяется, то, на наш взгляд, не будет ошибкой поставить в соответствующих графах прочерки, а в графе 10 сделать ссылку на документ, который регулирует изменение этих процентов и коэффициентов.

Например, процентная надбавка работникам Крайнего Севера меняется в зависимости от продолжительности “северного” стажа. Поэтому при заполнении унифицированной формы штатного расписания в графах 6 — 8 можно поставить прочерки (при отсутствии других надбавок), а в графе 10 сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление работникам Крайнего Севера процентных надбавок к заработной плате.

Иные стимулирующие выплаты, кроме надбавок, в унифицированной форме штатного расписания не показываются. То есть, нет необходимости отражать в унифицированной форме штатного расписания премии и иные стимулирующие выплаты, не являющиеся надбавками.

Чем именно надбавки заслужили право присутствовать в унифицированной форме штатного расписания, неясно. Тем более что официального определения надбавки в трудовом законодательстве России нет.

Подсчет итога по графам 5-9 возможен только тогда, когда тарифные ставки и надбавки установлены в одинаковых единицах за одинаковый период времени.

Если в соответствующих графах кроме рублей используются проценты и коэффициенты, а в организации используется не только повременная, но и сдельная система оплаты труда, то вывести итог по графам 5 — 9 унифицированной формы штатного расписания не представляется возможным.

Наименования должностей, профессий и специальностей, которые фигурируют в штатном расписании организации, устанавливаются работодателем самостоятельно.

Если же с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление каких-либо льгот или наличие ограничений, то эти должности, специальности и профессии и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ). Квалификационные справочники утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Если в указанных справочниках такие профессии и должности отсутствуют, то в штатном расписании организации (и в трудовых договорах) наименования профессий и должностей, на наш взгляд, должны указываться в соответствии с нормативным правовым актом, предоставляющим льготы или налагающим ограничения. Трудовое законодательство России содержит довольно большое количество нормативных правовых актов, которые предоставляют льготы и ограничения для различных категорий работников. Поэтому при составлении штатного расписания работодателю лучше придерживаться соответствующих квалификационных справочников.

Все, что нужно знать про штатное расписание в 2020 году

Обзоры КонсультантПлюс

На практике штатное расписание необходимо и помогает работодателю как для внутреннего контроля и управления, так и при общении с проверяющими органами. Сегодня разбираемся в аспектах подготовки и ведения документа: штатное расписание на 2020 год оформляем по всем правилам.

Стоит отметить, что при составлении всех внутренних документов компании важно правильно указывать название должностей, профессий и специальностей сотрудников. Как отмечено в части 2 ст. 57 ТК РФ, если труд в определенной должности связан с ограничениями или предполагает наличие льгот, наименование этой должности (специальности, профессии) должно строго соответствовать названию, содержащемуся в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике.

Точность в наименовании должности очень важна для сотрудника при оформлении льготного пенсионного обеспечения. Важнейшим условием предоставления пенсионных льгот является точное соответствие записей о названии должностей и профессий, указанных в трудовых книжках сотрудников и штатном расписании, Спискам № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих права рассчитывать на льготное пенсионное обеспечение, которые утверждены постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Чем грозит отсутствие штатного расписания

Поскольку форма эта лишь рекомендательная, многие работодатели задаются вопросом, насколько она обязательна. Ответ прост. Этот внутренний документ организации обычно просят предоставить трудовые и налоговые инспекции при проверках. Несмотря на то, что в ТК прямого указания на его обязательность нет, но есть упоминание в статьях 15 , 57 и др. ТК РФ, и из этого ГИТ делает вывод об обязательности документа. Его отсутствие трактуется как нарушение законодательства о труде и охране труда. За такое нарушение должностное лицо штрафуют на 1000-5000 рублей, организацию — на сумму от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Читать еще:  Протокол постановление об административном правонарушении

Этот документ помогает обосновать увольнение сотрудников по сокращению штата при рассмотрении дела в суде. Без этого документа работодателю сложно доказать, что увольнение оправданно. Также невозможно доказать, что на момент увольнения в организации не было вакансий, которые необходимо было предложить сокращаемым работникам (работодатель обязан при сокращении предложить другие рабочие места по ст. 179 ТК РФ; для этого они должны быть указаны в штатке).

Кто и как составляет и ведет штатное расписание

Вообще говоря, составление документации такого рода — функция и святая обязанность экономиста по труду из отдела организации и оплаты труда (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, постановление Минтруда России № 37 от 21.08.1998). Этому специалисту поможет в работе образец заполнения штатного расписания 2020: он наглядно показывает порядок ведения и заполнения документа.

Однако по факту учет кадрового состава ведут бухгалтеры, кадровики и юристы, которым приходится разбираться в том, как рассчитать количество ставок. Так как штатное расписание представляет собой утвержденный высшим руководством нормативный документ организации, оформляющий структуру и численность работников с указанием размера зарплаты в зависимости от занимаемой должности, то официально отвечают за документ руководитель компании и главный бухгалтер, поскольку они его подписывают.

Немаловажен вопрос, когда утверждается штатное расписание на следующий год? Эту форму составляют на любой срок, но обычно ее делают на год и всякий раз пересматривают в начале года. Чтобы эта процедура всякий раз проходила, как по маслу, стоит описать ее в инструкции по делопроизводству и указать:

  • сроки и правила разработки и внесения изменений;
  • форму приказа об утверждении штатки;
  • ответственных за формирование и подписание лиц;
  • состав правовых и локальных нормативных актов работодателя, на основании которых создается документ;
  • работников, с которыми необходимо согласовывать проект документа и изменения в него.

Форма документа

Разобравшись с вопросом, что такое штатное расписание, перейдем к вопросу о его форме. Этот документ является локальным нормативным актом, описывающим организационную структуру компании и содержащим сведения о численности ее персонала. Составляется оно по форме № Т-3 (постановление № 1 Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 05.01.2004), но жестких требований использовать ее нет — форма является рекомендательной. Каждая компания адаптирует ее под собственные нужды. Мы рекомендуем использовать форму № Т-3 в ее обычном виде, поскольку она содержит все нужные данные. Вот так выглядит форма штатного расписания на 2020 год, утвержденная постановлением Госкомстата.

Как корректно заполнить форму № Т-3

Разберем пошагово пример штатного расписания ООО 2020 года. Реквизиты формы оформляем, как показано на примере.

Наименование организации должно полностью соответствовать тому, которое закреплено в учредительных документах, включая сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Если есть сокращенное наименование, оно в бланке указывается в скобках, следом за полным.

Код организации — восемь знаков кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Номер документа и дата составления записываются в формате ЧЧ.ММ.ГГГГ

Период действия. Указывается, сколько действителен документ и с какой даты он вступает в силу.

Заполняем графы, всего их 10.

Наименование структурного подразделения указывается без сокращения в соответствии с классификатором подразделений, утвержденным работодателем. Если классификатора нет, то в алфавитном порядке или в порядке убывания числа сотрудников подразделения. Если от наименования подразделения зависит предоставление работникам льгот, указываем название подразделения в соответствии с отраслевыми классификаторами вредных производств и другими соответствующими документами.

Код структурного подразделения в документе заполняем в соответствии с классификатором, в котором они расположены по функциональной важности. Если классификатора нет, коды допускается присвоить подразделениям, расположенным в алфавитном порядке или по иному принципу.

Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория), квалификация в штатном указывается без сокращений в составе структурного подразделения, начиная от руководителя, заканчивая техническим исполнителем. Внимание: у рабочих — профессии, у служащих — должности (абз. 7 ст. 144 ТК РФ).

Количество единиц указывается по каждой должности или профессии. Если предусматривается работа по совместительству, указывается в соответствующих долях (например 0,5; 2,75 и т. д.).

Тарифная ставка, оклад указываются в размере месячной заработной платы в зависимости от системы оплаты труда (тариф, оклад, процент от прибыли, коэффициент трудового участия и проч.). Размер оклада необходимо указывать в рублях или в процентах, коэффициентах и проч. Практика указывать зарплаты в долларах практически изжила себя. Закон о валютном регулировании прямо это запрещает, а в ТК РФ говорится об обязанности работодателя платить зарплату в рублях.

Надбавки. В графах 6-8 указываются стимулирующие и компенсационные выплаты, установленные законом или по инициативе работодателя.

В разделе «Всего» указывается общая сумма граф 5-8 (оклад и надбавки), умноженная на количество штатных единиц.

Примечание заполняется, если информация в графах формы неоднозначна и требует пояснения.

В строке «Итого» указывают общее количество штатных единиц и итогом сумму выплат по всем ставкам с учетом всех надбавок, которая составит месячный фонд заработной платы.

Подписи под проектом приказа ставят кадровый руководитель и главный бухгалтер.

Не забудьте проставить номер документа в соответствующей графе формы.

Готовим приказ на утверждение

Проект документа готов, что дальше? Чтобы ввести штатное, его утверждают соответствующим приказом по основной деятельности. Приказ на штатное расписание на 2020 года упоминается в верхнем правом углу бланка следующим образом.

В тексте приказа указывается факт утверждения штатного расписания, общее количество штатных единиц и срок введения документа в действие. Приказ подписывается руководителем компании или другим уполномоченным лицом, а затем регистрируется в журнале регистрации приказов по основной деятельности. Регистрационный номер проставляется на приказе. Затем приказ и расписание отправляются на хранение, как правило, вместе с другими документами по основной деятельности (расписание — на постоянное хранение, а приказ — на 75 лет, см. пункт 19 и 71 перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Как вносить изменения

Поскольку штатное расписание утверждается приказом, то и изменения в него вносятся соответствующими приказами. Дата выпуска приказа об изменении и дата вступления изменений в силу обычно не совпадают.

Изменения обычно затрагивают штатных сотрудников, поэтому за ним следует изменение трудовых договоров. В большинстве случаев для их применения требуется согласие работников, соблюдение сроков уведомления персонала и прочее.

Посмотрим, как отразить изменение оклада сотрудников. Работодатель обязан за два месяца уведомить об этом персонал, а затем издает приказ о внесении изменений в штатное расписание. В приказе указываются должности, новые оклады и время вступления изменений в силу. Сотрудники отдела кадров, которые будут вносить изменения в трудовые договоры, знакомятся с приказом под подпись.

Затем с работниками заключают дополнительные соглашения. В них недостаточно ограничиться фактом увеличения или уменьшения оклада, необходимо указать причины (по ст. 22 и 132 ТК РФ. Зарплата работника — это существенное условие трудового договора, ее размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда). В противном случае сотрудник, например, сможет потребовать доплатить ему за предыдущие периоды, в которые он делал то же самое, но за меньшие деньги.

Уменьшать размер оплаты труда в одностороннем порядке по ст. 74 ТК РФ можно, но это требует точного соблюдения всей процедуры: издания необходимого приказа о введении изменений, письменного уведомления работников за два месяца, и обязательного предложения всех штатных вакантных должностей работнику, отказывающемуся трудиться в новых условиях. Если сотрудник согласен на новые условия, с ним заключается дополнительное соглашение. Если он готов занять иную вакантную штатную должность, оформляется перевод. Если, несмотря на соблюдение всей процедуры, работник отказывается трудиться за меньшую заработную плату, работодатель вправе уволить его по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector