Виды наследования по русской правде 2020 год

Наследственное право

Основным источником для уяснения норм наследственного права в Киевском государстве является Русская Правда, которая посвятила этому вопросу целых десять статей, изложенных довольно подробно. Эти статьи позволяют высокую оценку уровню развития наследственного права. Русскому праву XI-XII вв. знакомо наследование по закону и по завещанию (ряду). Очень много внимания уделяется положению жены, оставшейся хозяйкой после смерти своего мужа. В нормах наследственного права и раскрываются те глубокие сдвиги, которые произошли в системе личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей.

Наследование по завещанию. В историко-юридической науке имелось два взгляда по вопросу о завещании в Киевской Руси. По одному взгляду наследования по завещанию здесь не существовало; так называемый ряд, о котором говориться в Русской Правде, на самом деле не завещание, а распределение имущества между законными наследниками. По другому мнению наследование по завещанию уже было известно Русской Правде и подвергалось тщательной регламентации.

Наследование по завещанию предусматривалось статьей 83 Пространной Правды. Чтение того или иного списка предпочиталось представителями различных мнений о наследовании по завещанию. Сторонники взгляда, что в Киевской Руси отсутствовало право наследования по завещанию, базировались на чтении данной статьи в Троицком списке. Они считали, что по этой статье наследники уже определены — дети.

Сторонники существования завещания опирались на чтение данной статьи по Синодальному списку, указывая, что в ней вообще не указаны лица, между которыми раздел должен произойти. Можно предполагать, что умирающий мог отказать что-либо и не детям, причем это подтверждается и второй частью статьи, в которой сказано: «без ряду умрет, то все детям», т.е. в завещании может быть оставлено не все детям.

Очень хорошо подтверждает существование обычая делать завещательные распоряжения статья 93. Данная статья говорит о праве матери делать завещательное распоряжение, и избирать наследника среди всех сыновей или даже дочерей. И это в Киевском государстве, где, как было указано, положение женщины было приниженным. Тем более мог делать подобные распоряжения отец, глава семьи.

Вопрос о том, какова была форма завещаний в рассматриваемый период, никогда не ставился серьезным образом историко-юридической науке. Поскольку грамотность была слабо распространена, то письменная форма не была обязательна, в особенности в XI в.

Наследование по закону. Вопрос о существовании разных порядков наследования по закону оживленно обсуждается в историко-юридической литературе. Главный вопрос был о различиях в праве наследования смерда и боярина, о существовании которых говорится в Русской Правде. Наличие в Русской Правде двух статей трактующих наследование после смерда и после боярина, побуждает согласиться с тем, что действительно имеется два разных порядка наследования. Как же объяснялось возникновение двух разных порядков наследования на Руси?

Можно сказать, что Русская Правда говорит о двух порядках наследования: у общинников (смердов) и вотчинников (бояр). Исходя из этого, порядок наследования у смердов основывался на исконном народном обычае, а второй порядок — на новом праве, т.е. порядок, основанный на исключении из общего правила. Также можно объяснить существование двух разных порядков наследования исходя из теории родового быта «имущество простого человека, смерда, шло князю, потому что князь Рюрикович заменил для смерда прежнего родоначальника». Статьи Русской Правды характеризуют положение, знаменующее переход от родовых отношений к родственным. Некоторые исследователи полагают, что в более раннее время (очевидно, до появления статей о наследстве Русской Правды) право князя на наследство применялось не только к смердам, но и к княжеским дружинникам, находившихся в непосредственных отношениях к князю. Все достояние дружинников могло считаться приобретенным службою князю. Следовательно, статьи Русской Правды о наследовании после бояр говорят об изменении новых норм.

Обе статьи о наследовании, прежде всего, сходны в том, что и та и другая, определяют условия: первая — когда выморочность наступает, вторая — когда та же выморочность не наступает; только первая определяет условия ненаступления отрицательно, а вторая — положительно.

Возникает вопрос, как регулировалось наследование по закону других групп населения: городского населения — купцов и ремесленников, духовенства и. т.д.? Статьи Русской Правды о наследовании после смердов и после бояр появились в результате процесса феодализации. Под смердами надо понимать ту группу общинников, которая раньше других стала становиться зависимой, сперва от князя, а затем от боярства и церковных учреждений. Рост этой зависимости и обусловил притязание князя на имущество смерда, не оставившего после себя сыновей. Эти притязания и законодательное обеспечение этих притязаний вовсе не являются особенностью русского феодального права. Эти притязания в западноевропейском феодальном праве получили название так называемой мертвой руки. Но и в истории южного и западного славянства встречаются подобные притязания.

Если углубление феодальных отношений и вместе с ними феодальной зависимости обусловили притязания князя на имущество смерда и издание соответственной нормы, то тот же процесс обусловил расширение прав феодалов на принадлежащее им имущество и обеспечение этих прав изданием особой статьи. Словом, появление той и другой статьи вызвано процессом феодализации. Это нормы нового — феодального права. Те же элементы, которые не входили в эти два разряда княжеских людей, в области наследственного права регулировались нормами обычного права. Поскольку по Уставу Владимира, юрисдикции церкви принадлежали дела о наследстве, то естественно, что она решала эти тяжбы (тем более так называемых церковных людей) на основе византийского наследственного права. Здесь надо отметить группу белого духовенства, которая в особенности должна была подчиняться нормам византийского права. По Уставу Владимира «беззатчина» церковных людей шла митрополитам и епископам.

В составе Русской Правды находились не только статьи, которые говорили о беззатчине смердов и бояр. Там говорилось и о наследстве жен, о легатах в пользу церкви и пр. Хотя эти нормы издавались, имея ввиду людей, принадлежащих к княжескому обществу, — бояр, дружинников, смердов, но эти нормы вполне могли регулировать права наследования и других групп населения. Следовательно, вполне была возможна рецепция этих норм для всего общества Киевского государства, их распространение не только на княжеских людей, но и на людей боярских, на купцов, ремесленников и пр.

Наследование восходящих и боковых родственников. Как Русская Правда, так и другие памятники Русского государства XI-XII вв., совершенно не упоминают о наследовании восходящих и боковых родственников. Об наследственных правах, следовательно, можно говорить только предположительно. О наследственном праве восходящих не говорит ни Псковская Судная грамота, ни московские юридические памятники. По Псковской Судной грамоте мать умершей супруги или отец умершего супруга могли претендовать только на платье умерших. Естественно думать, что в Киевском государстве, где нормы наследственного права были менее развиты, чем в Пскове или Москве, восходящие родственники не имели права наследования после своих детей. Что же касается боковых родственников, то они наследственными правами обладали по Псковской Судной грамоте.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в духовной новгородца Климента XIII в. было написано «Того деля написах, зане не было у меня ни брата, ни сына». Следователь но, Климент как бы указывает, что братья могли быть наследниками. Ввиду этого, можно предполагать, что боковые родственники пользовались наследственными правами.

Наследование супругов. Русская Правда ничего не говорит о наследовании мужей, но наследованию жен она посвящает четыре статьи.

По прямому смыслу статьи 84 (93) смертью отца не открывалось наследства для детей в его имуществе. Это имущество оставалось в управлении жены, которая после мужа не наследовала. Она только получала из имущества мужа «часть». Было установлено, что эта «часть» не есть часть наследства, а выдел из имущества известных средств, для специальной цели, т.е. наделение вдовы, дочери, вклад на помин души, размер которых не определялся в Русской Прав де, а устанавливался соразмерно оставленному имуществу и обстановке. По статье 84 (94) предусматривался случай смерти человека бывшего во втором браке и имевшего детей от первого. Эти дети теперь получают наследство своей матери, а также то, что их отец дал при жизни из имущества их матери — второй жене. Следовательно и муж не получал наследствен ной доли из имущества своей жены, а только управлял этим имуществом По статье 92 (101) жена, давшая обет оставаться вдовой, и, следовательно, управлявшая имуществом мужа, при растрате движимого имущества должна была возместить ущерб при выходе ее вторично замуж. Но пока она не вышла замуж, она управляет имуществом на правах главы семьи. Даже если дети стали бы протестовать против ее управления, воля ее должна быть исполнена. Ей представлялась полная возможность или оставаться с детьми, пользуясь тем имуществом, которое входило в ее «часть» и которое она получила из имущества мужа, или отказаться от управления, следовательно, допустить раздел и «сидеть», получая при разделе часть имущества Выморочное имущество. Выморочное имущество в Киевском государстве называлось беззадницей или беззатчиной. Выморочное имущество после смерда, не оставившего сыновей, шло князю. По Уставу князя Ярослава, выморочное имущество церковных людей шло епископу. Возникает вопрос: куда шло имущество бояр, княжеских и боярских дружинников, не оставивших после себя жен, восходящих и боковых родственников. Поскольку нормы Русской Правды, изданные для регулирования наследственных прав смердов и бояр, стали распространяться на все население, то, вполне возможно, что выморочное имущество всех других лиц шло князю

Читать еще:  Правила наследования по завещанию 2020 год

Права и обязанности наследников. В историко-юридической литературе обсуждался вопрос, какие вещи входили в состав наследственной массы по Русской Правде. Исследователи, считавшие, что земли входили в собственность рода или общины, не включали их в этот список. Они полагали, что в статьях Русской Правды, трактующих наследство, речь могла идти только о таких вещах, как: дома, рабы, скот, дворы. Но с таким решением согласиться нельзя: как мы знаем, в рассматриваемый период стала возникать феодальная собственность на землю, причем некоторые виды земельных владений, могли переходить по наследству. А с другой стороны, в понятие дома, двора входили и земли. Относящиеся к наследственному праву нормы Русской Правды, говорят об ответственности по обязательствам. Так, дети от второго мужа, обязаны уплатить детям от первого мужа все то, что их отец утратил из имущества первого мужа. Можно полагать, что на наследников возлагалась обязанность выделить часть средств на помин души, а на наследников сыновей — обязанность выдать сестер замуж

7. Право собственности и наследования по Русской Правде.

В феодальном обществе право собственности

в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством. то

есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов

на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе

собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение

вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных

формах земельной собственности преобладало.

Собственник по Русской Правде имел право

распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества,

его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма

обширный круг вещей — кони и скот, одежда и оружие, торговые товары,

сельскохозяйственный инвентарь и многое-другое.

Формы собственности были различными.

Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие княжеский

домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они

взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по

Субъектами права собственности могли быть

только люди не рабского состояния

Собственник имел право на, возврат своего

имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного! владения на

основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в

3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства

при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой

Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды).

Семейно-Наследственное право относится к

медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основны православной

семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к

наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю,

по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в

поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это —

основные тенденции в указанной области права. В Древней Руси к XI в. Господствовала

В глубокой древности наследование

осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то

часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости

(лук, копье, топор). Возникло деление наследственной массы на доли: часть —

коллективу, часть — семье, часть по усмотрению самого лица. Ибн фадлан

что к X в. имущество умерших руссов делилось на три части.

9.Судебные органы и судебный процесс в Древнерусском государстве.

Судебные органы. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».

Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведав­шего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.

Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

Читать еще:  Новые правила наследования 2020 год

О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. По­следний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.).

Другое процессуальное действие – гонение следа – розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пр. Пр.).

Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).

При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины

применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Мы вернемся к нему в свое время.

Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.

Гражданское и наследственное право по «Русской Правде»

Читайте также:

  1. C) СТРУКТУРА (ЭЛЕМЕНТЫ) ГРАЖДАСНКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  2. I. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
  3. III. Германское законодательство и обычное право
  4. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  5. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  6. Административно правовые режимы
  7. Административно – правовое регулирование отношений в промышленном комплексе
  8. Административно – правовой статус государственных служащих .
  9. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов
  10. Административно-правовая организация управления в области прогнозирования социального развития
  11. Административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования
  12. Административно-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере

Особенности гражданского права:

· Содержание права собственности различа­лось в зависимости от субъекта-собственника и объекта собственности.

· Нормы Русской Правды защищают частную собствен­ность, регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

· Объектом собственности являются конь, боевое снаряже­ние, одежда, земля.

· Гражданские обязательства в Древней Руси допуска­лись только между свободными лицами и возникали или из договора, или из причинения вреда.

· Договоры заклю­чались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица — мытника.

· Типы договоров: купля-продажа, мена, займ, личный найм, хранение, поручение.

· Предметом купли-продажи могли быть люди, вещи; су­ществовал институт самопродажи.

· Условиями действи­тельности договоров купли-продажи и мены было отсут­ствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свобод­ных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупа­теля.

· Различался займ с процентами и без процентов.

Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до од­ного рубля обеспечивался поручительством, а выше руб­ля — письменным актом и закладом.

Обязательства возникали и в результате совершенных преступлений и правонару­шений гражданского характера (неосторожные и случайные). Например, с целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов РП определяет стоимость ряда предметов (княжеский конь с пятном ценился в три гривны, а кони смердов – в две гривны). Остальные предметы ценились без различия владельцев.

Наследственное право по «Русской правде»

Основной принцип реализации — социальная принадлежность субъектов.

Наследство открывалось в меменнт смерти отца семейства и переходило к наследникам или по завещанию, или пол закону.

Отец имел право разделить свое имение между детьми и выделить из него часть своей жене по своему усмотрению. Мать могла передать свое имущество любому из сыновей, которого считала наиболее достойным.

Наследство по закону открывалось, когда наследователь не оставлял после себя завещания.

Общий порядок наследования определялся следующими правилами:

— После отца, не оставившего завещания, наследовали законные наследники, т.е. дети, часть наследства шла церкви «на помин души»,часть в пользу супруги умершего, если муж при жизни не назначил ей доли из своего наследства.

-Дочери бояр и дружинников имели право наследования.

-У смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыно­вей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущест­во — он получал двор отца.

-Незаконнорожденные дети на­следственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

Браку предшествовало обручение, которое считалось нерасторжимым.

Брак заключался путем религиозного обряда в форме венчания.

Условия заключения брака:

— Возраст брачующихся – 15 лет для жениха и 13 лет для невесты.

— Свободное волеизъявление жениха и невесты.

— Стороны не должны быть связаны другим браком.

— Отсутствие родства в известных степенях.

— Третий брак церковь не допускала.

Условия расторжения брака:

— Уход в монастырь одного из супругов.

— Безвестно пропавший супруг.

— Смерть мужа или жены.

РП кроме малой семьи предусматривала кроме малой семьи (отец, мать, дети) и сожительство в одном даме братьев, дядей, племянников с их женами и детьми, скрепленные общим владением — семейным имуществом и власть одного из родственников – старшего брата.

Преступление и наказание по «Русской Правде»

Преступление определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материально­го ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. Преступление не отграничивается в законе от деликта.

Объект — личность и имущество.

Объективная сторона делится на две стадии, но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники преступления отвечают поровну. Имеется представ­ление о превышении пределов необходимой обороны. К смягчающим обстоятельствам относит состояние опьянения, к отягчающим — корыстный умысел.

Субъект — все физические лица, за исключением рабов.

Субъективная сторона включает умысел или не­осторожность.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание уделяется краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим сред­ством производства, а также и боевым имуществом.

Читать еще:  Правило независимого наследования признаков 2020 год

К имущественным преступлениям также относились разбой, уничтоже­ние чужого имущества, угон, повреждение межевых зна­ков, поджог, злостная неуплата долга.

Преступление против личности: убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

Выс­шая мера наказания — «поток и разграбление», назна­чалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. На­казание заключалось в конфискации имущества и обра­щении преступника вместе с семьей в рабство.

Следую­щим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, который назначался только за убийство. Если за преступ­ника платила община, то это называлось «дикой вирой». За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений на­значались «полувиры»

СУД И ПРОЦЕСС ПО РП

Управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных сферах.

По Русской Правде суд по всем мирским делам сосредоточивался в ру­ках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправ­лял правосудие лично или поручал это дело наместникам.

Местом суда в столице и провинции был княжеский двор, позже заме­ненный приказной или воеводской избой.

Судебный процесс имеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

«заклич» — публичное объявление о совершенном преступлении;

Судебный процесс начинался иском, или «поклепом», со стороны ист­ца, в котором указывались правонарушение и обвиняемый.

Исключение из этого правила составляли только убийство и воровство, так как истец, как правило, не мог указать на конкретное лицо.

Вервь, на земле которой обнаруживалось одно из таких преступлений, должна была отыскать пре­ступника или платить за убийство виру.

«свод» — очная ставка; Если заподозренный в преступлении по поличному указывал на человека, от которого он приобрел его, Русская Правда требовала так называемого свода, т. е. очных ставок до тех пор, пока не будет найден действительный похититель вещи. Если свод заканчивался отысканием вора, последний должен был уп­латить штраф и вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь.

«гонение следа» — поиск доказательств и преступ­ника.

Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Го­нение следа влекло за собой для верви, в которой теряются следы убийцы или вора, необходимость самой разыскать преступника и выдать его властям или платить дикую виру.

Конкретными судебными доказательствами были:

Свидетели — «видоки» и «послухи» свободного состояния; поличное, или «лице», т. е. предмет преступления у обвиняемого в руках или на его дворе.

Держатель поличного признавался виновным в том случае, если он не мог объяснить, каким образом оно попало в его руки или находится у него во дворе.

Система доказательств состояла из свидетель­ских показаний, вещественных доказательств, ордалий.

Рядом с органами местного княжеского суда существовал суд общины. Его компетенция ограничивалась границами и лицами общины.

Жалобы сторон на решение суда подавались князю.

| следующая лекция ==>
Определяющие организацию и деятельность судебного процесса | Древней Руси ХП-ХIVвв.)

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1592 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Наследственное право по Русской правде

— это совокупность правовых норм регулирующих передачу прав и обязанностей умершего к его наследникам.

2. Существует два порядка наследования (для бояр, для смерда)

3. Регламентируется наследование прав вдовы

Наследование по завещанию:

1. Сохраняет обычай делать завещательное распоряжение

2. Наследователь имел право по своему произволу назначать наследника и распределять между ними свое имущество

Наследование по закону:

1. Наследство в первую очередь делилось между сыновьями

2. При наличии сыновей дочери не имеют право на наследование

3. Младший сын имел приемущество перед старшими

4. Наследуют только дети рожденные в браке

5. Источники не упоминают о наследовании восходящих (мать) и боковых (брат, сестра) родственников.

6. Регулировалось наследование супруга

А. после смерти мужа наследством управляет жена

Б. вдова не наследовала, а выделялась «часть» (выдел)

В. пока вдова не вышла замуж, она управляет имуществом на правах главы семейства

Г. воля вдовы должна соблюдаться даже при протесте детей против его руководства

Д. при растрате имущества вдова должна возместить ущерб при вторичном замужестве

7. регулировались права и обязанности наследника:

А. отвечали по обязательствам наследодателя

Б. на сыновей возлагалась обязанность выдать сестер замуж

В. на наследников возлагалась обязанность выделить часть имущества церкви на помин души.

8. регулировалось наследование выморочного имущества

А. у светских людей- к князю

Б. церковных людей – церкви

Т.о. статьи о наследстве свидетельствуют о серьезном развитии правовых институтов в ДР.

Семейное право Древнерусского государства

— это отрасль права, которая регулирует семейные отношения, личные, имущественные отношения внутри семьи.

I. Порядок заключения брака

1. до принятия христианства, преобладали следующие формы брака:

— покупка невесты (вены)

— кража невесты (умыкание)

2. моментом заключения брака признавались:

— покрытие головы невесты платком невесты

— снятие обуви женихом

3. после принятия христианства вводится церковная форма брака.

4. церковному браку предшествовал брачный сговор (обручение)

5. условия вступления в брак:

А. отсутствие кровного родства

Б. душевного родства

В. минимальный возраст мужчины 14-15 лет; женщины 13-15 лет

Г. согласие родителей на брак

6. препятствия для заключения брака:

— исповедование другой религии

— отлучение от церкви

— самовольное расторжение предыдущего брака (роспуст)

— состояние в 3-ем браке

7. требование Византийского законодательства на Руси не всегда применялось

II. Признание брака недействительным и развод.

1. Признавался недействительным в случаях (см. условия вст. в брак)

2. Развод был возможен в случаях:

— при нарушении супружеской верности

— покушались на жизнь супругов

— вступление в монашество

3. основания при которых жена может просить развода:

— если муж содержит в доме сожительницу

4. другие поводы:

III. Личные имущественные отношения супругов

— сохранение супружеской верности обязательно

— положение жены определялось положением мужа

— был возможен спор му мужем и женой

Б. после смерти жены ее имущество шло наследникам

В. закреплял ответственность жены за вину и долги мужа

IV.Установление и прекращение родительской власти

1. До принятия христианства, не делалось различий му детьми рожденными от жены и рожденными от наложницы

2. С принятием христианства дети прижитые вне брака считались незаконными

А. теряли право на наследство

Б. невозможно усыновление детей родителями после заключения брака.

3. источники не содержит сведения об усыновлении как способа установления родительской власти

4. прекращение родительской власти связанно:

А. с выходом замуж

Б. с достижением сыновьями того возраста когда они могли кормиться самостоятельно

V. Личные и имущественные отношения родителей и детей

1. неограниченная власть над детьми, имели как отец так и мать

2. дети находились как в личной, так и имущественной зависимости от родителей

А. распоряжались брачной судьбой своих детей

Б. родители продавали своих детей за долги

В. потоку и разграблению подвергались все члены семьи

1. Могла устанавливаться в случае смерти отца

2. Опекунами могли быть ближайшие родственники

3. Имущество опекаемых передавалось опекуну при свидетелях

4. Разрешается опекуну использовать полученное имущество

5. Опекунская деятельность была возмездная (получая прибыль)

6. Ущерб, причиненный опекуном возмещался опекаемым

7. Прекращение опеки определялось не достижением определенного возраста, а при достижение зрелости

8. Находились в юрисдикции церкви

Т.о. с введения христианства на Руси устанавливается моногамие, безправие внебрачных детей, затрудненность развода, жестокие наказания за внебрачные связи.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 866 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector