Наследование полидактилии 2020 год

Полидактилия

Альтернативные названия: многопалость, шестипалость

Полидактилия — это анатомическое отклонение , при котором человек имеет более пяти пальцев на руке или ноге. При этой аномалии добавочные пальцы могут иметь нормальные размеры или быть в рудиментарном (недоразвитом) состоянии.

Развитие дополнительных пальцев рук или ног (6 или более) может происходить само по себе, без каких-либо иных симптомов или сопутствующего заболевания. Полидактилия может передаваться по наследству в семьях. Это симптом включает только один ген, который может привести к нескольким вариациям.

Хотя в большинстве случаев полидактилия не вызвана генетическими нарушениями, она также может развиваться совместно с некоторыми генетическими заболеваниями, или сочетаться с другими врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата.

Дополнительные пальцы могут быть развиты слабо и быть небольшими. Они чаще всего образуются на стороне мизинца правой или левой руки. Такие пальцы обычно удаляются хирургически. Просто плотное связывание пальца к руке может привести к тому, что со временем он может отвалиться, если в нем нет костей. В некоторых случаях дополнительные пальцы могут быть хорошо сформированы и даже могут функционировать.

Если дополнительные пальцы — большие, то, вполне возможно, что их придется удалить с помощью хирургической операции.

Причины полидактилии

Назвать точные причины, которые вызывают к развитие полидактилии, не всегда возможно.

В связи с тем фактом, что данная аномалия встречается в педелах одной семьи, то одной из главных причин полидактилии является наследственность. Передается полидактилия по аутосомно-доминантному типу, с невысокой степенью пенетрантности (то есть, у носителя гена вполне может родиться и здоровый ребенок). Вероятность наследования аномалии составляет 50%.

Иногда полидактилия – это всего лишь один из симптомов сложных генных или хромосомных нарушений. Медицине известно около 120 синдромов, которые могут сопровождаться полидактилией.

Однако нередко установить причину, вызвавшую полидактилию, не удается. Есть версия, что данная патология возникает на 5-8 неделе развития эмбриона, обусловлена она неравномерным увеличением количества мезодермальных клеток.

Их основных причин можно выделить:

— удушливая грудная дистрофия;
— синдром Карпентера;
— синдром Эллиса Ван Кревельда (хондроэктодермальная дисплазия);
— семейная полидактилия;
— синдром Лоренса-Муна-Бидля-Барде;
— синдром Рубинштейна-Тейби;
— синдром Смита-Лемли-Опица (Смита-Лемли-Опитца);
— трисомия 13.

Диагностика и лечение полидактилии

Большую часть времени этот симптом обнаруживают при рождении ребенка, когда он вместе со своей матерью еще находится в родильном доме.

Врач должен будет диагностировать состояние здоровья пациента на основе диагностического осмотра, семейной истории и истории болезни.

Врач может задать больному следующие вопросы об истории его болезни и симптомах:

— родились ли другие члены семьи с дополнительными пальцами на руках или ногах;
— известен ли семейный анамнез любого из расстройств, связанных с полидактилией;
— есть ли у больного другие симптомы или проблемы.

Тесты для диагностики состояния:

— хромосомные исследования;
— анализы на ферменты;
— рентген пальцев;
— КТ или МРТ;
— электромиография;
— метаболические исследования.

Дополнительные пальцы у ребенка бывают обнаружены в первые три месяца беременности его матери с помощью ультразвука (УЗИ) или более продвинутого теста – эмбриофетоскопии.

При полидактилии возможно только хирургическое лечение. В тех случаях, когда дополнительный палец состоит только из мягких тканей, и связан с основным пальцем кожным мостиком, удаление рудимента можно произвести в первые месяцы жизни. При более сложных аномалиях необходимо подождать минимум до достижения ребенком 1 года.

Полидактилия

Наша команда профессионалов ответит на ваши вопросы

Полидактилия – увеличение количества пальцев, может встречаться как изолированный порок развития, так и в составе синдромов болезней генной и хромосомной этиологии. Существует около 120 синдромов, в состав которых входит полидактилия. Из них 39 вызываются мутациями в известных генах и для 16 известны локусы в геноме. На сегодняшний день мутации при изолированной полидактилии выявлены в генах GLI3 и в регуляторном элементе гена SHH, лежащем в интроне 5 гена LMBR1.

Читать еще:  Наследование по завещанию русская правда 2020 год

Постаксиальная полидактилия (OMIM 174200) – увеличение количества мизинцев на руках и/или на ногах. Выделяют два типа данного заболевания:

  • Тип А – характеризуется наличием дополнительного, хорошо сформированного пальца, сочлененного с мизинцем или с дополнительной пястной костью.
  • Тип В – характеризуется наличием дополнительного плохо сформированного пальца, представляющего собой кожный вырост.
  • Тип А и тип В постаксиальной полидактилии могут встречаться одновременно у одного пациента.

Преаксиальная полидактилия четвертого типа (OMIM 174700) (увеличение количества I-IV пальцев) сопровождается синдактилией (сращение соседних пальцев). Характеризуется небольшим раздвоением большого пальца на руках и сращением разной степени пораженных 3 и 4 пальцев. На ногах – дупликация части или всего первого или второго пальца и синдактилия чаще второго и третьего пальцев.

Описаны случаи перекрестной полидактилии двух типов:

  • Тип 1 — постаксиальная полидактилия на руках и преаксиальная полидактилия на ногах
  • Тип 2 — преаксиальная полидактилия на руках и постаксиальная полидактилия на ногах. Молекулярно-генетической причиной постаксиальной полидактилии и преаксиальной полидактилии четвертого типа являются мутации в гене GLI3, кодирующем транскрипционный фактор, играющий важную роль в эмбриональном развитии.

Преаксиальная полидактилия второго типа (OMIM 174500) аутосомно-доминантное заболевание, характеризующееся дупликацией дистальной фаланги большого пальца руки (3-х фаланговый большой палец) и дупликацией большого пальца ноги. Молекулярно-генетической причиной преаксиальной полидактилии второго типа являются мутации в регуляторном элементе гена SHH, который экспрессируется в зоне поляризационной активности (zone of polarizing activity, ZPA) и принимает участие в регуляции структуры скелета. Регуляторный элемент гена SHH лежит в интроне 5 гена LMBR1 и носит название ZRS (ZPA regulatory sequence).

Помимо преаксиальной полидактилии второго типа мутации в ZRS в гетерозиготном состоянии приводят к изолированной дупликации фаланги большого пальца руки (без дупликации большого пальца ноги), а также сочетанию трехфалангового большого пальца руки и полисиндактилии.

В Центре Молекулярной Генетики проводится прямая ДНК-диагностика постаксиальной полидактилии и преаксиальной полидактилии 4-ого типа, в основе которой лежит поиск мутаций в гене GLI3 методом прямого секвенирования, а так же прямая ДНК-диагностика преаксиальной полидактилии 2-ого типа, синдрома трехфалангового большого пальца 1-ого типа и синдрома трехфалангового большого пальца в сочетании с полисиндактилией, в основе которой лежит поиск мутаций в регуляторном элементе гена SHH (ZRS) методом прямого секвенирования.

Полидактилия

Полидактилия – это врожденная патология развития пальцев, которая выражается в увеличении их количества. Чаще наблюдается на руках, но может затронуть и пальцы ног, или одновременно верхние и нижние конечности.

Как правило, этот анатомический дефект наследуется как доминантный признак при полидактилии у одного из родителей. Он не опасен для жизни, но может стать причиной психологической травмы, нарушить функции конечностей, а также замедлить физическое развитие и ограничить выбор профессии в будущем.

Согласно статистике, полидактилия встречается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. По различным данным, она отмечается у одного из 660-3300 младенцев и может сочетаться с другими наследственными нарушениями опорно-двигательного аппарата, такими как синдактелия, брахидактилия и дисплазия суставов.

Причины полидактилии

Этиология развития полидактилии недостаточно изучена, но основной причиной считается генетическая предрасположенность. Вероятность передачи аномалии по наследству составляет 50%, поскольку доминантный признак полидактилии характеризуется низкой степенью пенетрантности. Таким образом, у носителя гена может родиться и здоровый ребенок.

По некоторым версиям, патология может возникать у эмбриона на 5-8 неделе развития из-за неравномерного увеличения количества мезодермальных клеток. Кроме того, иногда это лишь один из симптомов серьезных генных или хромосомных нарушений. Медицине известно около 120 синдромов, которые могут сопровождаться полидактилией, среди которых можно назвать:

  • Синдром Рубинштейна-Тайби;
  • Синдром Карпентера;
  • Синдром Смит-Лемли-Опиц;
  • Синдром Лауренс-Мун-Биедл;
  • Хондроэктодермальная дисплазия;
  • Трисомия 13;
  • Торакальная дистрофия с асфиксией.

Зачастую установить точную причину возникновения дополнительных пальцев не представляется возможным.

Читать еще:  Право наследования доли в ооо 2020 год

Классификация полидактилии

Полидактилию классифицируют по локализации и типу удвоения. В зависимости от того, какие именно пальцы дублируются, различают три вида аномалии:

  • Преаксиальную (радиальную) – большой палец;
  • Центральную – указательный, средний и безымянный;
  • Постаксиальную (ульнарную) – мизинец.

Добавочные пальцы, как на руках, так и на ногах, могут формироваться разными способами, от которых зависят их качественные характеристики и функциональность. Смотря по тому, какого типа удвоение имело место, они могут представлять собой следующие образования:

  • Рудимент. Состоит из мягких тканей, без костей. Держится на кожной ножке. Нефункционален;
  • Раздвоенный основной палец. Образуется в результате удвоения соответствующей пястной или плюсневой кости. Почти всегда недоразвит и имеет меньшее число фаланг;
  • Полноценный палец. Имеет нормальные размеры и форму.

При полидактилии в месте поражения нередко наблюдается деформация костей и суставов, которая со временем способна прогрессировать и приводить к вторичным изменениям костно-суставного аппарата.

Диагностика патологии

Диагностику полидактилии проводят с помощью клинических, генетических, рентгенологических, биомеханических и других методик исследования. Клинический осмотр ребенка осуществляется педиатром, ортопедом и генетиком для того, чтобы выявить функциональные и анатомические нарушения развития, а также установить тип наследования полидактилии. Обязательно делается рентгенография пораженной кисти или стопы, чтобы оценить состояние суставного и костного аппарата. При необходимости осмотра хрящевых структур и мягких тканей, проводится магнитно-резонансная томография. Дополнительные методы, такие как стабилография и электромиография, позволяют дополнить полученные результаты.

Генетический анализ направлен на составление прогноза вероятности рождения у данной пары ребенка с анатомической аномалией. Поскольку наиболее характерен аутосомно-доминантный тип наследования полидактилии, для развития болезни достаточно, чтобы мутантный аллель передался от одного из родителей.

В случае если шестипалость представляет собой симптом хромосомного или генетического отклонения, то необходима тщательная пренатальная диагностика, которая включает амниоцентез и биопсию хориона, а также ультразвуковое исследование. При изолированной полидактилии беременность рекомендуют сохранить, а при хромосомных нарушениях – прервать.

Лечение полидактилии

Лечение полидактилии проводится исключительно хирургическим путем. Если дополнительные пальцы состоят из мягких тканей, то их удаляют в первые месяцы после рождения. В остальных случаях к оперативному вмешательству прибегают не раньше, чем через год. Это нужно для того, чтобы изучить состояние основных пальцев, что невозможно сделать у новорожденного.

Клинические данные свидетельствуют, что после обычного удаления добавочных фаланг в 70% случаев развивается повторная деформация. Поэтому во время операции устранение добавочных фаланг может сочетаться с исправлением деформации основных пальцев или с их восстановлением при помощи удаленных тканей. От этого зависит и длительность восстановительного периода. Иногда для нормализации функций кистей или стоп может потребоваться несколько лет.

Изолированная полидактилия лечению поддается лучше всего в раннем возрасте. Если же эта патология является следствием хромосомного или генного синдрома, то прогноз зависит от тяжести основного заболевания.

Профилактика полидактилии состоит в проведении генетических консультаций во время планирования беременности, а впоследствии – в осуществлении пренатальной диагностики.

Видео с YouTube по теме статьи:

Полидактилия

Полидактилией принято называть врожденную анатомическую аномалию, характеризующуюся наличием дополнительных пальцев на руках и/или ногах.

Что касается частоты встречаемости такой патологии, то данные в этом отношении разноречивы: по сведениям разных авторов, многопалость встречается у одного новорожденного на 630-3300, причем с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек.

Полидактилия, становясь причиной нарушения функции конечности, ограничивает физическое развитие ребенка, отрицательно влияет на его психику, требует ношения специальной обуви (если аномалия на ноге) и даже ограничивает выбор профессии.

Классификация полидактилий

По локализации полидактилию подразделяют на:

  • Радикальную – удвоение сегментов большого пальца;
  • Центральную – дупликация указательного, среднего и безымянного пальцев;
  • Ульнарную – удвоение мизинца.

По типу удвоения многопалость может представлять такие образования:

  • Рудимент – нефункциональный палец, состоящий из мягких тканей без костей и держащийся на кожной ножке;
  • Раздвоенный основной палец – образующийся вследствие удвоения кости (плюсневой или пястной), почти всегда имеющий меньшее число фаланг и являющийся недоразвитым;
  • Полноценный добавочный палец – имеющий нормальную форму и размеры.
Читать еще:  Порядок наследования при смерти супруга 2020 год

Доминантным признаком полидактилии, влияющим на хирургическую тактику, является отсутствие или наличие деформации основного пальца.

Чаще всего многопалость встречается на руках, реже – на ногах, хотя медицине известны случаи и сочетания полидактилии на руках и ногах.

Согласно статистике, односторонняя многопалость преобладает над двусторонней (примерное соотношение 65% / 35%), а правосторонняя – над левосторонней (в 2 раза).

Причины полидактилии

Этиология данной патологии изучена не до конца. Однако достоверно установлено, что самой распространенной причиной является наследственность. Семейный тип наследования полидактилии – аутосомно-доминантный с неполной пенетрантностью, т.е. носителями мутационного гена может быть один из родителей – мать или отец, но при этом оба они могут быть здоровыми. Тем не менее, вероятность унаследования аномалии составляет порядка 50%.

По другой версии полидактилия является одним из симптомов генных синдромов (Эллиса-Ван Кревельда, Меккеля, Лоренса-Муна-Барде-Бидля и др.) и сложных хромосомных синдромов (например, синдрома Патау). Всего генетика насчитывает около 120 синдромов, которые могут сопровождаться полидактилией.

Причину изолированной многопалости установить не удается. Обусловлена она, предположительно, увеличением числа мезодермальных клеток и возникает на 5-8 неделе эмбриогенеза.

Симптомы полидактилии

Доминантный признак полидактилии, как уже стало понятно, – наличие у ребенка лишних пальцев на кистях или стопах.

При этом стоит отметить, что многопалость не всегда является самостоятельной аномалией. Она может сочетаться с другими врожденными пороками опорно-двигательного аппарата, в частности с дисплазией тазобедренных суставов, сгибательными контрактурами пальцев (укорочением или сращением сухожилий, рубцовым перерождением ладонного апоневроза и др.), синдактилией (сращением двух или нескольких пальцев), брахидактилией (укорочением пальцев) и т.д.

Диагностика полидактилии

Генетическая диагностика заболевания подразумевает проведение генеалогического анализа, установление типа наследования полидактилии, а также прогнозирование риска рождения ребенка с патологией в конкретной семье. Если многопалость ассоциируется с генными или хромосомными синдромами, особое внимание уделяется пренатальной диагностике (во время беременности или сразу после рождения ребенка) – акушерскому УЗИ, амниоцентезу (исследованию внутриутробной жидкости) или биопсии хориона с кариотипированием (микроскопическому исследованию) плода.

Если у плода диагностирована изолированная полидактилия, беременность сохраняют. В том случае, если выявляется тяжелая хромосомная патология, ставится вопрос об искусственном прерывании беременности.

Клиническая диагностика многопалости предполагает осмотр новорожденного травматологом-ортопедом, определение вида деформации, выявление функциональных и других анатомических нарушений. Также ребенка обязательно осматривает генетик.

Диагностические мероприятия включают и рентгенологическое обследование с целью оценки анатомических соотношений костно-суставного аппарата, а также МРТ кисти либо стопы для оценки состояния хрящевых, костных и мяготканных структур.

Немаловажное значение имеют электрофизиологические методы диагностики полидактилии – они позволяют оценить состояние регионарного кровотока и мышц.

При многопалости стопы дополнительно проводят биомеханические исследования, направленные на определение статической нагрузки на конечность.

Лечение полидактилии и профилактика развития патологии

Единственным методом лечения полидактилии является хирургическое удаление лишнего (лишних) пальца. Если он представляет собой рудимент, т.е. соединяется только посредством кожной мембраны, его удаление проводят в первые месяцы жизни новорожденного. Во всех остальных случаях операцию откладывают до достижения малышом 1 года.

В зависимости от типа деформации различается и хирургическое лечение полидактилии. Это может быть:

  • Удаление добавочного пальца без операции на основном;
  • Иссечение лишнего сегмента с корригирующей остеотомией (пересечением кости для исправления деформации) основного пальца;
  • Удаление добавочного пальца с выполнением сухожильной, кожной и даже костной пластики.

Реабилитационные послеоперационные мероприятия включают массаж, физиотерапевтические процедуры (ИК-облучение, магнитотерапию) и занятия лечебно-физической культурой.

Профилактика полидактилии предполагает:

  • Тщательное планирование беременности;
  • Медико-генетическое консультирование пар, особенно тех, в чьих семьях имелись случаи многопалости;
  • Исключение всех неблагоприятных факторов в первом триместре.
Ссылка на основную публикацию