Срок исковой давности по земельным спорам

Срок исковой давности по земельным спорам

Право на землю само по себе одно из самых сложных областей права, так как законодательство в данной сфере еще не доработано и требует усовершенствований. По земельным спорам определяется срок исковой давности.

Как рассчитать срок исковой давности по земельным спорам?

При всей неоднозначности отечественного законодательства в этом вопросе и дискуссионности многих его аспектов, можно очертить некоторые общие временные рамки. В том случае, когда речь идет о какой бы то ни было сделке с землёй, то для ее исковой давности обычно назначается трехлетний временной лимит для ее оспаривания или признания недействительной. Точкой начала отсчета этого лимита времени становится момент, когда гражданин узнает, что его права были нарушены. Момент «узнавания» открывает простор для манипуляций, потому что есть возможности соблюсти формальное уведомление о совершении проблемной сделки, однако по факту человек об этом не будет знать ровно до того момента, когда спустя 3-летний период времени его участок уже перейдет в чужую собственность.

Нормативная база

Регулирование земельных споров происходит на основе нормативной базы, которая закреплена на законодательном уровне:

  • Земельный Кодекс Российской Федерации.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  • Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации.
  • Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 2015 г.

Особенности земельных споров

К характерным чертам конфликтов данной категории относится наличие предмета спора. При этом спор обязательно должен быть связан с землей — участком, наделом, независимо от того, кто является участником разногласия.

Участниками земельных отношений являются:

  • Собственник — первая и центральная фигура спора.
  • Нарушитель права — вторая сторона конфликта.
  • Управленческие,контрольно — надзорные организации в лице государственных органов (становятся участниками дискуссии, если ими выносилось какое — либо решение относительно предмета спора).

Для разрешения спорных вопросов участники земельных отношений обращаются в суд.

Виды земельных споров

Все земельные споры можно поделить по нескольким признакам — по дифференциации, содержанию, процессу рассмотрения. Ниже мы разберем каждую из этих классификаций по отдельности.

Земельные споры в зависимости от дифференциации могут быть связаны с:

  • нарушением порядка распоряжения, использования земельного участка (имущественные споры);
  • компенсацией убытков вследствие нанесенного ущерба;
  • нарушением права использования земельного надела, участка (например, нарушение границ).

По содержанию земельные споры классифицируются на следующие категории:

  • возложение на одного из участников конфликта обязательств совершить определенные действия либо воздержаться от их совершения, в целях реализации своих прав другим участником спора;
  • изменение или прекращение правоотношений, действующих в настоящий момент;
  • легализация прав на землю.

По процессу рассмотрения земельные разногласия классифицируются по способам их разрешения. Споры могут быть рассмотрены:

  1. Судебными органами государственной власти (как с предварительной попыткой разрешения конфликта, так и без нее).
  2. Третейскими судами.
  3. Споры, связанные с кадастровой оценкой земельных участков, рассматриваются в специальных комиссиях при Росреестре.

Порядок разрешения разногласий

При выявлении нарушения земельных прав каждый субъект правоотношений может обратиться в суд. При составлении искового заявления в судебные органы следует учитывать нормы процессуального законодательства. К иску нужно приложить все необходимые для рассмотрения дела документы — выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, кадастровые планы, межевые планы и другие материалы. Помните, что с 2017 года органами, регистрирующими права на недвижимое имущество (включая землю), выдается выписка из Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости взамен привычного всем свидетельства.

В зависимости от юрисдикции судебного органа, в который подается иск, при составлении заявления следует придерживаться норм арбитражно-процессуального или гражданско-процессуального законодательства. Если участниками земельного спора являются физические лица, то иск подается в суд общей юрисдикции (городской или районный). Если стороной конфликта является компания — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, — то рассмотрение дела будет проходить в арбитражном суде.

Кроме обычного судебного порядка, государством предусмотрен еще один вариант разрешения земельных споров — с помощью третейского суда. Для разрешения конфликтной ситуации посредством третейского суда необходимо согласие двух сторон — чаще всего данное условие заранее прописывается в договоре. При этом стоит знать, что третейский судья имеет право на урегулирование земельных споров только в рамках поля. К примеру, дела административного характера он рассматривать не вправе. Также третейский судья неправомочен решать разногласия по поводу земли, если одной из сторон является орган государственной власти, что случается достаточно часто.

Помните, что решение третейского судьи не носит обязательный характер и по нему не выдается исполнительный лист. Зачастую после вынесения решения третейским судьей, разбирательство происходит в привычном судебном порядке. В подобных случаях большим плюсом является тот факт, что стороны могут сами выбирать судью.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости следует обратиться перед подачей иска в суд в тех случаях, если владелец земельного участка не согласен с кадастровой оценкой земли. При оценке стоимости земли оценщиками, привлеченными государственными органами, нередки ошибки, которые приводят к завышению кадастровой стоимости участка. В итоге землевладелец вынужден платить необоснованно высокую арендную плату за пользование землей или уплачивать повышенные налоги. Процедура оспаривания кадастровой стоимости позволит уменьшить стоимость земли, в результате чего можно снизить размер арендной платы или земельный налог.

Составление искового заявления

Образец заявления лучше всего взять у специалистов того суда, куда вы планируете обращаться за защитой своих прав. В исковом заявлении необходимо ссылаться на доказательства — так увеличиваются шансы того, что дело будет решено в вашу пользу. В иске обязательно должна содержаться следующая информация:

  • Наименование суда, куда вы обращаетесь.
  • Данные об истце и ответчике.
  • Перечисление лиц, готовых выступить в роли свидетелей (для подтверждения тех или иных фактов).
  • Описание сути спора (без эмоциональных, нецензурных выражений).
  • Требования, которые предъявляются ответчику.
  • Просьба к суду по принятию мер.
  • Цена иска по земельному спору.
Читать еще:  Исковое заявление о взыскании ущерба причиненного преступлением

Срок исковой давности

Лицо, узнавшее о нарушении своих прав, вправе обратиться в суд в течение 3 лет со дня, когда было обнаружено земельное правонарушение. К примеру, если факт нарушения вашего земельного права был обнаружен 08. 04. 2018 года, то вы можете обратиться в суд за защитой своих интересов до 08. 04. 2021 года. Если за 3 года вы не обратились в суд, то по истечении срока исковой давности вам будет отказано в принятии заявления совершенно на законных основаниях.

Иногда истекший срок исковой давности можно восстановить. Для этого нужно обратиться в суд той юрисдикции, куда вы собирались подавать иск о нарушении своих земельных прав. Вами должно быть составлено заявление о восстановлении пропущенного срока исковой давности. Причина при этом должна быть действительно веской, — например, болезнь. В противном случае суд может вам отказать в принятии заявления.

В некоторых случаях в качестве причины можно использовать незнание факта правонарушения. К примеру, вы давно проживаете в другом городе, а сосед по земельному участку, находящемуся в вашей собственности, провел межевание, не уведомив вас. На некоторые споры сроки исковой давности не распространяются. Какая бы ни сложилась ситуация, но без опытного юриста по земельным спорам вам вряд ли удастся обойтись. Поэтому за подробной консультацией по конкретной проблеме обращайтесь к специалистам юридической компании «ДС-Эксперт».

Межевание и споры, связанные с ним

Каждый земельный участок, находящийся в собственности какого-либо лица, должен иметь строгие границы. Для этого с помощью специалистов составляется межевой план участка. Процедура межевания позволяет избежать в дальнейшем несанкционированного «захвата» вашей земли соседями. Тем не менее проблемы, связанные с земельным участком, могут начаться еще на стадии определения границ.

Прежде чем начать межевание, желательно предупредить об этом соседей по участку. Это позволит свести к минимуму конфликтные ситуации в будущем. Если межевые споры все-таки возникнут, то их наличие не является основанием для отказа регистрации земельного надела.

Чтобы признать результаты межевания незаконными, необходимо обжаловать действия геодезистов, проводивших работу по определению границ. Но сначала попробуйте мирный способ — обратитесь с претензией в Росреестр. Если же вы твердо уверены, что межевание было проведено с нарушениями, то можете сразу подать иск в суд. Однако помните, что судебное разбирательство может продлиться очень долго. Межевой спор лучше всего решать прямо на месте, совместно с владельцами соседних участков и специалистов, осуществляющих межевание.

Не удается решить проблему простыми переговорами? Обращайтесь в юридическую компанию «ДС-Эксперт» в Йошкар-Оле! Опытные юристы изучат конкретно вашу ситуацию и определят шансы на успех в суде!

Звоните по номерам телефона:

+7 (8362) 204–290
+7 (8362) 959–111

Или напишите нам сообщение на странице «Контакты».

Юристы юридической компании «ДС-Эксперт» имеют опыт разрешения земельных споров и не раз участвовали в их успешном разрешении.

ВС указал на особенности исчисления срока исковой давности для госорганов

25 декабря 2019 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда рассмотрела вопрос о том, с какого дня начинает течь срок исковой давности для государственных органов (Определение № 305-ЭС19-18665 по делу № А40-116882/2017).

Правительство Москвы «узнало» о нарушении своего права через 10 лет

В марте 2007 г. по договорам аренды Департамент городского имущества г. Москвы предоставил ООО «Деловой центр «Дмитровский»» два земельных участка. Одно соглашение было заключено на 49 лет для эксплуатации офисного здания, второе – на срок чуть более 4-х лет 11 месяцев для обслуживания этого здания.

В договорах было указано, что на данных участках имеются шестиэтажное офисное здание и одноэтажное временное подсобное сооружение. В ходе проведения в 2017 г. обследования земельного участка Госинспекция по недвижимости г. Москвы выявила, что общество достроило еще два этажа и пристройку к зданию, в результате чего на двух смежных арендованных участках появилось восьмиэтажное нежилое офисное здание, собственником которого является арендатор (акт госинспекции от 10 июля 2017 г.).

Отметим, что при этом право собственности на здание в нынешнем его виде было зарегистрировано за ООО «Деловой центр «Дмитровский»» еще в мае 2007 г.

Поскольку земельные участки для целей строительства (реконструкции) надстройки двух этажей и пристройки к зданию не предоставлялись и разрешение на производство строительных работ не выдавалось, Правительство Москвы и департамент в июне 2017 г., еще до оформления акта госинспекции по недвижимости, обратились в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании самовольной постройкой части здания, возведенной арендатором без получения необходимых документов.

АС г. Москвы поддержал арендатора, но в апелляции и кассации решение не устояло

Первая инстанция пришла к выводу, что спорное здание по смыслу ст. 222 ГК не может расцениваться как самовольная постройка, поскольку не является вновь возведенным объектом недвижимости и при этом его реконструкция затронула только внутреннюю часть, а внешние границы здания не изменились.

Кроме того, суд счел обоснованным заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, указав, что, поскольку истцы являются государственными органами, они должны были узнать о нарушении своих прав не позднее момента осуществления технического учета объекта и государственной регистрации права собственности в существовавшем ранее Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Читать еще:  Исковое заявление о выселении из квартиры

Апелляционная инстанция позицию Арбитражного суда г. Москвы не поддержала. Установив, что надстройка двух этажей и пристройка к зданию возведены без согласия уполномоченных органов, а также без разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию, суд постановил, что постройки являются самовольными.

Отклоняя довод ответчика о пропуске истцами срока исковой давности, апелляция сослалась на п. 57 совместного Постановления Пленумов ВС и ВАС от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». По мнению Девятого арбитражного апелляционного суда, Правительство Москвы и департамент узнали о нарушении своего права лишь из акта госинспекции по недвижимости от 10 июля 2017 г., а значит, срок исковой давности не пропущен. Арбитражный суд Московского округа согласился с выводами второй инстанции.

ВС поддержал выводы первой инстанции

По жалобе ответчика законность постановлений апелляции и первой кассации проверила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда.

ВС напомнил, что согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При этом в силу п. 1 ст. 125 ГК от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции.

Далее судебная коллегия отметила, что согласно ст. 11 и 13 Закона г. Москвы о Правительстве Москвы последнее в пределах своих полномочий осуществляет регулирование градостроительной деятельности, контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории Москвы, а также управление в области земельных отношений. Исходя из ч. 3 ст. 9 названного закона, Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти.

Как указано в определении, распоряжениями мэра Москвы в 1993 и 1998 гг. полномочия по выдаче разрешений на строительство капитальных объектов и контролю соответствия возводимых строений нормативно-технической и проектной документации были возложены на инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора Москвы. Впоследствии постановлением Правительства Москвы в качестве регионального органа исполнительной власти и правопреемника указанной инспекции создан подведомственный ему Мосгосстройнадзор.

«Истцами по делу выступают органы исполнительной власти, на которые в силу закона возложены обязанности по контролю за соответствием строительства требованиям, установленным в разрешении, и которые для надлежащего осуществления этих обязанностей наделены различными контрольными полномочиями, в связи с чем имеют возможность получать сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на спорный объект», – подчеркнула Экономколлегия.

Суд заметил, что право собственности на спорное здание в нынешнем его виде было зарегистрировано в мае 2007 г., для государственной регистрации был представлен технический паспорт, в котором содержалось описание объекта, в том числе спорных конструкций, с приложением поэтажных планов. Соответственно, истцы в данном случае должны были узнать о спорном строении не позднее момента осуществления технического учета объекта и государственной регистрации права собственности, подытожил ВС.

Судебная коллегия также обратила внимание на то, что, как было установлено судом первой инстанции, органы государственной власти задолго до проведения в 2017 г. проверки спорного объекта и подтверждения госинспекцией по недвижимости факта самовольного строительства должны были узнать о нарушении своего права.

Так, в ноябре 2007 г. Мосгосстройнадзор, являющийся, как уже было указано, органом исполнительной власти по государственному строительному надзору, составил акт проверки спорного объекта капитального строительства. В октябре 2013 г. департамент городского имущества направил обществу письмо, из содержания которого было ясно, что госорган знает о произведенных арендатором изменениях в здании. Кроме того, в январе 2014 г. Госинспекция по недвижимости г. Москвы привлекла общество к административной ответственности из-за незаконного, по ее мнению, возведения спорных построек.

Как указано в определении ВС, Правительство Москвы и департамент могли узнать о нарушении своих прав в рамках реализации предоставленных им полномочий путем межведомственного взаимодействия ранее 2014 г., что было отмечено судом первой инстанции. Поскольку истцы обратились в суд только 28 июля 2017 г., судебная коллегия пришла к выводу, что вывод первой инстанции о пропуске срока исковой давности верен (при этом в определении о принятии искового заявления к производству от 3 июля 2017 г. указано, что иск датирован 26 июня 2017 г. – прим. ред.).

Дополнительно ВС подчеркнул, что вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией, изложенной в ряде постановлений Президиума ВАС и в одном из определений Верховного Суда, в которых дано толкование ст. 200 ГК в части начала течения срока исковой давности при наличии контрольных функций, возложенных на органы государственной власти г. Москвы. При этом истечение срока исковой давности по заявленному требованию в соответствии с п. 2 ст. 199 ГК является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, подчеркнула Экономколлегия.

На этом основании Верховный Суд отменил постановления апелляционной и кассационной инстанций и оставил в силе решение Арбитражного суда г. Москвы.

Адвокаты назвали дополнительные доводы в пользу подхода ВС

Адвокат АБ «Линия права» Кирилл Коршунов обратил внимание на тот факт, что апелляционный суд и суд округа сконцентрировались лишь на одном из моментов начала течения срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права, в то время как в ГК фигурирует еще один – со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своего права. «На мой взгляд, этот второй момент более важен, особенно в случае исчисления срока исковой давности для государственного органа, поскольку к нему применяется повышенный стандарт осведомленности», – пояснил он.

Читать еще:  Прерывание срока исковой давности по гражданским делам

По мнению эксперта, если компетентный орган выявляет самовольную постройку через десять лет, несмотря на имеющиеся у него контрольные полномочия, то только он и должен нести вытекающие из длительного бездействия правовые риски. «Представляется, что такой вывод следует из ряда позиций Конституционного Суда, выраженных им в постановлениях № 16-П от 22 июля 2017 г., № 11-П от 24 июня 2009 г., № 3-П от 15 февраля 2016 г.», – добавил адвокат.

«Применительно к делам о сносе самовольных построек истцу достаточно всего лишь заявить, что ответчик не получал разрешение на строительство. Ответчик, чтобы опровергнуть этот довод, должен предоставить нужное разрешение, что крайне затруднительно сделать по истечении длительного времени. Получается, что из-за нерасторопности истца ответчик, который, может быть, прав по сути, проиграет спор. Справедливость подсказывает, что так быть не должно», – заключил Кирилл Коршунов.

Адвокат АП Омской области, член Совета молодых адвокатов Омской области Дарья Земляницина также согласилась с выводами судебной коллегии. Она обратила внимание на то, что Правительство Москвы задолго до обращения в суд знало о нарушении своих прав, поскольку через свои подведомственные органы предпринимало меры для их восстановления путем привлечения ответчика к административной ответственности за проведение работ по реконструкции объекта без разрешения на строительство.

«Органы власти обладают широким спектром полномочий и контрольных функций, имеют возможность получать все необходимые им сведения, специально для повышения эффективности их работы была создана система межведомственного взаимодействия. Тот факт, что причиной пропуска срока исковой давности послужили «разрастание» органов исполнительной власти, «неповоротливость» системы, невыполнение органами своих обязанностей или вовсе игнорирование нарушения прав региона, не может являться обоснованием для несвоевременного обращения за защитой в суд», – подчеркнула Дарья Земляницина.

По словам адвоката, принятие судом подобных «оправданий» приведет к злоупотреблению правами со стороны государственных органов и предоставит им необоснованные преимущества. «Истец утверждает, что ему стало известно о нарушении своего права только из акта госинспекции от 10 июля 2017 г., но с исковым заявлением он обратился 26 июня 2017 г., то есть за две недели до вынесения акта. Конечно, в судебных актах могла быть допущена опечатка в дате или иная неточность, но формально Правительство Москвы узнало о нарушении своего права еще до получения акта, что дополнительно подтверждает позицию суда», – добавила Дарья Земляницина.

Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н. Константин Евтеев, согласившись с выводами Экономколлегии, в то же время отметил, что дело содержит в себе больше вопросов, чем ответов. «Так, судом было установлено, что сведения о спорном объекте были предоставлены обществом в апреле 2007 г. с приложением поэтажных планов; сразу возникает вопрос, почему при осуществлении технического учета объекта и его государственной регистрации со стороны регистрирующего органа не последовало никакой реакции?» – указал адвокат. Более того, государственные органы Москвы не предприняли никаких мер и после привлечения арендатора к административной ответственности, добавил он.

«Считаю, что за такое большое время у истцов была возможность узнать о сложившейся ситуации в рамках межведомственного взаимодействия и обратиться в суд в установленные законом сроки», – заключил Константин Евтеев.

Как вычисляется срок исковой давности по земельным спорам?

Как мы уже оговорились во вступлении, срок исковой давности по земельным спорам – это вопрос множества дискуссий, так как из-за установленных лимитов многие лица могут безнаказанно избежать суда. Для сделок с землей назначаются стандартные три года исковой давности, в течение которых кто-то может оспорить сделку или признать ее недействительный. Исковая давность отсчитывается с момента, когда лицо должно было узнать о нарушении своих прав. Таким образом, формально человека можно уведомить о сделке, но фактически он может о ней и не узнать, и через три года лишиться своей законной земли.

Требуется консультация юриста по жилищным вопросам?

Позвоните нам и получите юридическую консультацию: +7 (499) 322-45-53

Юридические консультации

Стоимость консультаций для льготных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные матери и др.) — всего 50% от стоимости по прейскуранту, а по предварительной записи по семейным и жилищным вопросам — бесплатно.

Сегодня многие фирмы предлагают юридические услуги, почему Вам стоит обратиться именно к нам?

Чем мы лучше других? Почему вообще надо обращаться к юристу, адвокату? Нам есть что ответить! См. далее.

Бесплатно мы даем юридические консультации по следующим вопросам:

  • регистрация ООО;
  • сделки с недвижимостью;
  • заключение договоров ренты/пожизненного содержания с иждивением;
  • наследственные и семейные вопросы;
  • иные вопросы в часы работы студентов (по записи).

Юристы и адвокаты центра дают советы по всем отраслям права, экспертные заключения или находят пути решения по различным юридическим ситуациям. Работаем более 16 лет.

Гарантия грамотности консультации или иных услуг центра: юристы и адвокаты имеют специализации по разным вопросам, прием ведут одновременно несколько специалистов, каждый работает в своей отрасли. Разбивка на специализации дает возможность глубинного изучения каждой темы. При обращении клиента за помощью, дежурный юрист рекомендует именно того специалиста, который лучше всего знает нужный вопрос. Поэтому, при обращении в наш центр консультация или услуга судебного или внесудебного характера осуществляется квалифицированным специалистом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector