Кодекс административного судопроизводства образец искового заявления
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : Статья 128
(в редакции, действующей по состоянию на 08.12.2020) НПА:Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации:Статья 128
Статья 128. Отказ в принятии административного искового заявления
См. комментарии к статье 128 настоящего Кодекса
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если:
Пункт 1 изменен с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ
См. предыдущую редакцию
1) заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах;
Пункт 2 изменен с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ
См. предыдущую редакцию
2) административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право;
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. № 18-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст пункта в предыдущей редакции
3) из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
4) имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
5) имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Часть 2 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ
См. предыдущую редакцию
2. Об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии административного искового заявления, и решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему административное исковое заявление, если государственная пошлина была уплачена. Копия этого определения вручается или направляется административному истцу вместе с административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
3. Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
4. На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана частная жалоба.
5. В случае отмены определения об отказе в принятии административного искового заявления такое заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд.
Образец административного искового заявления на действия бездействия судебного пристава исполнителя.
Куда подается заявление об оспаривании действий судебного пристава исполнителя по КАС?
Действие, бездействие судебного пристава, вправе обжаловать все стороны исполнительного производства. Например, предметом обращения могут быть: нарушение процедуры тех или иных исполнительных действий; применение ареста к чужим вещам; бездействие в розыске должника и его имущества. К сказанному можно добавить что действенный метод имеет и жалоба в суд на судебных приставов. На данный момент этот процессуальный документ именуется как административный иск на судебного пристава.
Административное заявление на действия пристава – исполнителя и обращение в суд
Если судебный пристав нарушает ваши права, и это связано с исполнительным листом, то оспорить его действия или бездействие необходимо, обратившись в суд. Это правило применимо как по отношению к гражданскому, так и арбитражному судопроизводству.
Когда за оформление исполнительного листа отвечал городской или арбитражный суд, то обжалование действий или бездействия судебных приставов возможно в течение трех месяцев, когда заявитель получил информацию о соответствующих фактах.
Отличаются и формы обращения в суд. Если вы обжалуете действия судебного пристава исполнителя относительно самого судебного приказа, либо исполнительного листа, выданных районным судом, мировыми судьями, либо городским судом, то подается административное исковое заявление. Когда же исполнительный лист подписан арбитражным судом, то подается заявление о признании действий судебного пристава исполнителя неправомерными.
И в том, и в другом случае , обжалование действий или бездействия пристава не требует оплаты государственной пошлины.
Образец административного искового заявления на действия бездействия судебного пристава исполнителя.
В Сургутский городской суд
ХМАО-Югры 628400, г. Сургут, ул. Профсоюзов, д. 37
Административный истец:
Зарегистрированная по адресу:
Представитель административного истца:
(данные с учетом ст. 54 — 57 Кодекса
Административный ответчик: (наименование
территориального органа Федеральной
службы судебных приставов, Ф. И. О
Административное исковое заявление
о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
Административный истец является стороной исполнительного производства N _____.
«__»___________ ____ г. административным ответчиком было принято Решение N _____, на основании которого были совершены следующие действия: _____________________________________.
Действия, предусмотренные Решением от «__»___________ ____ г. N _____, а именно: _________________________________, не были совершены по настоящее время.)
Такие действия (или: такое бездействие) нарушают права и законные интересы административного истца, а именно: ________________________________, противоречат ст. _____ Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (и (или) указать иной нормативный правовой акт), что подтверждается __________________________________.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
«__»___________ ____ г. административным истцом в вышестоящий в порядке
подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно: _____ была подана (наименование органа или Ф.И.О. должностного лица)
жалоба на действия (бездействие) административного ответчика, в результате рассмотрения которой действия (бездействие) административного ответчика были признаны законными, а жалоба оставлена без удовлетворения с указанием следующих оснований: ___________________________________________________.
В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на действия (бездействие) административного ответчика не подавалась.)
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 441, 442 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 218 — 220, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прошу:
признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, предусмотренные Решением от «__»___________ ____ г. N _____.
1. Копия Исполнительного документа от «__»___________ ____ г. N _____.
2. Копия Решения административного ответчика от «__»___________ ____ г. N _____.
3. Документы, подтверждающие незаконность действий (бездействия) административного ответчика.
4. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
5. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа (или от вышестоящего в порядке подчиненности лица), если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.
6. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
6. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют.)
7. Доверенность от «__»___________ ____ г. N _____ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца (если административное исковое заявление подписывается представителем).
8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.
«__»___________ ____ г.
Административный истец (представитель):___________________(подпись)
Административное исковое заявление о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя
На основании постановления судебного пристава ОСП по ________________ от 26 апреля 2019 года было возбуждено исполнительное производство № …./19/….-ИП.
Основанием для инициирования производства явился исполнительный лист мирового суда № ________ от ________________ о взыскании с должника Б.М.С в пользу Д.И.В денежной суммы в размере 350000 (триста пятьдесят) рублей.
В соответствии со ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее: Закон), задачей пристава является правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Общий срок принудительного исполнения требований взыскателя установлен в 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Закона).
Однако, до настоящего времени приставом-исполнителем ОСП ______________ Ф.Н.П взыскание по указанному исполнительному листу не произведено.
Заявитель Д.И.В считает, что судебный пристав-исполнитель________ Ф.Н.П никаких мер по исполнению решения суда не предпринимает.
В добровольном порядке должник Б.М.С требования по исполнительному листу городского суда № ___ от ____ года выполнять не желает, повестки не получает, на связь с приставом не выходит.
Данные обстоятельства, в соответствии с ч. 2 ст. 68 Закона, являются основанием для применения мер принудительного исполнения, в числе которых пристав вправе обратить взыскание на имущество должника (ч. 3 ст. 68 Закона).
Обращение взыскания на имущество должника включает его изъятие и принудительную реализацию, либо передачу заявителю (ч. 1 ст. 69 Закона).
Реализация активов должника осуществляется путем его продажи Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (ч. 1 ст. 87 Закона, Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432). Имущество должника, в соответствии с п. 7 и п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона, может быть объявлено приставом в розыск и изъято в достаточном для погашения требований взыскателя по исполнительному документу объеме.
А также передано на хранение в том числе взыскателю либо лицу, с которым территориальным органом ФССП заключен договор. А также, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав может объявить розыск и самого должника.
В соответствии со ст. 62 Закона, он вправе обратиться за содействием в совершении исполнительных действий в органы внутренних дел. Однако, постановление о розыске имущества должника ответственный сотрудник не вынес.
В пределах установленного срока исполнения судебным приставом Ф.Н.П. не совершено никаких действий по розыску Б.М.С, принадлежащих ему имущества, его изъятию, передаче их на хранение и на реализацию в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
Постановления о розыске должника по алиментам, его имущества, изъятии и передаче на хранение взыскателю, либо специализированному хранителю, о реализации через торги, судебным приставом не вынесены и до настоящего времени. Судебный пристав по существу, выполняет лишь формальные действия в рамках исполнительного производства № ____-ИП. Фактически же реальных движений по исполнению решения суда приставом не совершается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ч. 1 ст. 50, ч.ч. 1 и 3 ст. 128 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,
1) Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП г. ______ УФССП по ____________ Ф.Н.П.. по принудительному взысканию с должника Б.М.С.. в пользу взыскателя Д.И.В. денежной суммы в размере 350000 рублей в рамках производства № ________-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа мирового суда № ______от _______ года. Приложение:
1) Копии жалобы (2 шт.).
2) Копия постановления о возбуждении исполнительного производства.
3) Копия ответа на жалобу ОСП.
Уважаемые пользователи сайта! Остались вопросы или ваша проблема не решена? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас! Вам обязательно ответят и дадут необходимые рекомендации.
телефон: +7-932-253-74-14
Кодекс административного судопроизводства образец искового заявления
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Публикации и практика
- Главная
- Примеры и образцы исковых заявлений в суд
- Административные исковые заявления. Образцы исков
С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.
Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.
Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).
Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
Понятие административного иска
и административного искового заявления
КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).
Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:
- о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
- о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
- об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
- об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Субъекты обращения в суд
С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.
Образцы административных исковых заявлений в суд
1. Оспаривание нормативного правового акта
Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования
2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц
Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих
3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств
4. Оспаривание кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости
5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства
Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд
Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
7. Перевод жилого помещения в нежилое
Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое
8. Оспаривание отказа в госрегистрации права
Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права
9. Оспаривание решения об отказе
в выдаче разрешения на строительство
Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство
10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии
Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания
11. Компенсация за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
12. Административный надзор
Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений
13. Защита избирательных прав
Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии
14. Оспаривание решения призывной комиссии
Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
15. Обжалование действий органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
16. Оспаривание решения налогового органа
Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение
Кодекс административного судопроизводства образец искового заявления
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
- Общественная деятельность
- Контроль и аудит
- Контрольная и надзорная функции
- Оценка эффективности деятельности
- Открытое правительство
- Противодействие коррупции
- Публикации
- Госслужба в УФК
- Правовая работа
- Нормативная база
- Судебная практика
- Планы и отчёты о проведённых мероприятиях
- Информация об оказании Федеральным казначейством бесплатной юридической помощи
- Административный порядок обжалования решений, действия (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц
- Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц
- Бюллетень Юридической службы Казначейства России
- Обзор судебной практики с участием органов Федерального казначейства и ФКУ «ЦОКР»
- Анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля
- Повышение финансовой грамотности
Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц
Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий ) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц
Лица, в отношении которых применен нормативным правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 22, 23 и 24 КАС РФ.
В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1,18, 20 и 21 КАС РФ.
Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления или по месту нахождения органа, в котором исполняют свои обязанности должностного лица, принявшие нормативный правовой акт.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Порядок обжалования в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего установлен главой 22 КАС РФ.
Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020)
АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2015 года
25 февраля 2015 года
Судебная практика и законодательство — КАС РФ
Производство по делам о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока его пребывания в таком учреждении урегулировано Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающим, что в административном исковом заявлении о помещении такого лица в специальное учреждение или о продлении срока его пребывания в нем, которое подается в суд представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, помимо прочего в обязательном порядке должен быть указан срок, на который целесообразно поместить лицо, подлежащее депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в нем (части 1 и 3 статьи 266); по итогам рассмотрения по существу соответствующего административного дела суд принимает решение, которым удовлетворяет соответствующий административный иск или отказывает в его удовлетворении; в случае удовлетворения административного искового заявления в мотивировочной части решения должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания в специальном учреждении, а в резолютивной части — конкретный срок пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (части 1 и 2 статьи 269).
Информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается уполномоченным работником аппарата суда на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено КАС РФ. Данная информация подлежит внесению уполномоченным работником аппарата суда в ПС ГАС «Правосудие».
12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, судами проверяется соблюдение административными истцами процессуальных требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) о десятидневном сроке обжалования оспариваемых постановлений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов ФССП России, исчисляемом со дня, когда административным истцам стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; N 27, ст. 3981; 2016, N 1, ст. 45; N 7, ст. 906; N 15, ст. 2065; N 23, ст. 3293; N 27, ст. 4156, ст. 4236);
3. Устанавливая порядок осуществления административного судопроизводства и, в частности, особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в числе такого рода особенностей приложение к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помимо прочих документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, также положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом (пункт 5 части 2 статьи 246).
В соответствии с частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в том числе в случаях, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым данным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право (пункт 2), а также если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этим актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 3).
2) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391, N 27, ст. 3981; 2016, N 1, ст. 45; N 7, ст. 906; N 15, ст. 2065; N 23, ст. 3293; N 27, ст. 4156, 4236);
Минюста России, МВД России, ФСБ России, Минкомсвязи России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации — по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в федеральные законы от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), УПК РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, приказы Минкомсвязи России и другие нормативные правовые акты в связи с постановлением Европейского Суда от 4 декабря 2015 г. по делу «Роман Захаров против Российской Федерации» (Roman Zakharov v. Russia), жалоба N 47143/06 (пункт 18 приложения N 5).
Красносельский район
Порядок обжалования
основные нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования
гражданин, юридическое лицо в защиту своих прав, свобод и законных интересов;
общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом
нормативный правовой акт, который применен в отношении заявителя или регулирует отношения, субъектом которых является заявитель, и которым, по мнению заявителя, нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы
административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части
Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга
срок исковой давности
в течение всего срока действия нормативного правового акта
срок рассмотрения административного искового заявления
два месяца со дня подачи административного искового заявления
2. Судебный порядок
обжалования ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)
основные нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (глава 24)
гражданин, организация, иные лица в защиту своих прав, свобод и законных интересов;
общественное объединение в защиту права, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения, в случае, если это предусмотрено федеральным законом
решения, действия (бездействие) администрации, должностного лица, государственного служащего администрации, которыми, по мнению заявителя нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности
ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) администрации, должностных лиц администрации, которые, по мнению заявителя, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности
административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего
заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга;
суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом
Арбитражный суд Санкт‑Петербурга
срок исковой давности
три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его права, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд
десять дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов при оспаривании решений, действий (бездействия) администрации по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным администрацией предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения
три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов
в течение одного месяца, если иное не предусмотрено КАС РФ
не более 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
3. Административный (досудебный) порядок обжалования решений, действий (бездействия)
основные нормативные акты, устанавливающие порядок обжалования
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
гражданин, юридическое лицо
гражданин, объединение граждан, юридическое лицо
нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) администрации, должностных лиц, государственных служащих администрации при предоставлении государственных услуг
ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие)
письменно, в том числе посредством направления по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта администрации, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя
письменно, в том числе посредством направления почтой (электронной почтой)
администрация, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных услуг Красносельского района Санкт‑Петербурга
В случае если предметом жалобы заявителя являются действия главы администрации района, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице-губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность администраций районов
в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы в администрации;
в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в администрации (при обжаловании отказа администрации, должностного лица, государственного гражданского служащего в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок)
в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации жалобы (обращения) в администрации
4. Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях
основные нормативные акты
физическое лицо, юридическое лицо
постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным лицом администрации
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
место подачи жалобы
На постановление, вынесенное:
коллегиальным органом (административная комиссия) – Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга;
должностным лицом администрации — вышестоящему должностному лицу либо в Красносельский районный суд Санкт‑Петербурга
сроки для подачи жалобы
в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления
срок рассмотрения жалобы
десять дней со дня поступления жалобы со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
два месяца со дня поступления жалобы со всеми материалами дела в суд
КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Открытые данные Санкт‑Петербурга
Федеральное агентство по делам национальностей
Портал государственных услуг РФ
Законодательное собрание Санкт‑Петербурга
Санкт‑Петербургская избирательная комиссия
Государственный заказ Санкт‑Петербурга
Официальный интернет-портал правовой информации
Общегородская база вакансий «Работа в России»
Геоинформационная система Санкт‑Петербурга
Западный скоростной диаметр
Официальный городской туристический портал Санкт‑Петербурга
Единый инвестиционный портал Санкт‑Петербурга
Реестр Государственных информационных систем Санкт‑Петербурга
Административный иск по КАС РФ — образец
Административный иск и административное исковое заявление
Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:
- его право нарушено;
- его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
- на него незаконно возложена обязанность;
- ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.
Само понятие административного иска, а вместе с ним и административного искового заявления как документа, которым оформляются требования по таким искам, появилось сравнительно недавно, когда в 2015 году был принят КАС РФ.
Обратите внимание! КАС РФ не содержит определения такого заявления, но его можно сформулировать на основании анализа содержания ст. 38, 124, 125 КАС РФ. Заявление представляет собой документ, составленный в письменной форме, подписанный истцом или его представителем и содержащий требования, рассматриваемые в рамках административного производства (например, об оспаривании нормативного акта и т. п., см. ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
Учитывая возможное многообразие предметов иска и ответчиков, заявление может быть весьма разнообразным, поэтому потребуется максимально унифицированный образец административного искового заявления, который затем можно дополнить и адаптировать для конкретного случая.
Содержание административного искового заявления в 2020 году
Стандартного бланка административного искового заявления образца 2020 года нет. В ст. 125 КАС РФ определяются основные элементы его содержания, а разъяснения по таковым дал Пленум ВС РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36.
Общеобязательный состав данных для административного искового заявления включает, кроме типовых для такого документа реквизитов судебного органа, истца, ответчика:
- если спор о незаконности нормативного акта рассматривает суд региона или ВС РФ, указание на наличие у истца или его представителя высшего юробразования со ссылкой на документ о последнем;
- сведения об обжаловании действий, решений в несудебном порядке с реквизитами жалоб;
- если идет спор о взыскании налогов, сборов, штрафов, сведения о соблюдении досудебного порядка по ч. 1 ст. 286 КАС РФ;
- указание, какие права административного истца подверглись нарушению, обоснование незаконности действия, решения, нормативного акта.
Иные особенности рассмотрим ниже, т. к. они относятся к административным делам определенной категории.
Важно! Несоблюдение требований к содержанию рассматриваемого документа влечет оставление его без движения в порядке ст. 130 КАС РФ до исправления недочетов. Если же истец проигнорирует требования суда, иск будет возвращен без рассмотрения.
Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями
В некоторых случаях предмет иска обусловливает особенности его содержания. В таких ситуациях можно использовать отдельный образец административного искового заявления об оспаривании решения тех или иных госорганов или должностных лиц.
Ст. 220 КАС РФ определяет дополнительные требования к тексту таких заявлений. Конечно, они должны в полной мере отвечать требованиям относительно письменной формы и подписи истцом или его представителем, однако его содержание имеет некоторые особенности.
Обратите внимание! В образце заявления об административном иске о признании решения незаконным, кроме прочих предусмотренных ч. 2 ст. 125 КАС РФ сведений, должны быть указаны:
- информация о реквизитах решения;
- сведения о сути и содержании оспариваемого решения, а также о том, каким образом оно вызвало нарушение прав истца;
- перечень документации, подтверждающей обоснованность требований по административному исковому заявлению об оспаривании решений госорганов или должностных лиц или сведения об обстоятельствах, по которым истец не может таковые представить;
- информация о предварительной подаче жалобы в вышестоящую по подчиненности инстанцию;
- требование о признании незаконности полностью или в части указанных решений.
Аналогично можно составить образец заявления об оспаривании действий или бездействия таких органов или лиц.
Особенности искового заявления об оспаривании нормативного правового акта
При составлении образца искового заявления об оспаривании нормативного правового акта необходимо учитывать, что, кроме уже указанных требований к его содержанию по ст. 125 КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ.
В нем должны указываться:
- данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
- регистрационные данные оспариваемого акта;
- данные о применении оспариваемого акта к истцу;
- данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
- сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
- ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
- требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.
Образец административного иска об оспаривании нормативного акта можно скачать здесь: Образец административного иска.
Итак, остается сделать вывод, что заявление об административном иске может быть весьма разнообразным. При желании можно составить его унифицированный образец, но для частных случаев, предусмотренных КАС РФ, нужно учитывать дополнительные требования к содержанию документа.