Закон об ОСАГО в 2020 году
Закон об ОСАГО в 2020 году
Стороной пострадавшей либо виновной в совершении ДТП может быть абсолютно любой водитель, как по вине случайных факторов, так и объективных. Особенно часто происходят ДТП в городах с большой численностью и интенсивностью движения. При ДТП причиняется вред физическому, психологическому здоровью человека, личному имуществу граждан. Чтобы снизить данное негативное влияние, заключается страховой договор, который является гарантией хотя бы минимальной компенсации ущерба, которым и является ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), что также и побуждает граждан быть более внимательными и ответственными на дороге. Регулирование данного вопроса на правовом уровне обеспечивается федеральным законом «Об ОСАГО», в который в 2016 году внесены некоторые поправки.
Какова основная цель ФЗ №40 об ОСАГО?
Федеральный закон о страховании автотранспорта ОСАГО от 2020 года регламентирует условия и порядок обязательного страхования, правила возмещения ущерба, компенсационные выплаты, статус страховщиков и страхователей. Основная цель — не обязать застраховаться всех автовладельцев, а обеспечить возмещение вреда имуществу, здоровью, жизни потерпевшим в ДТП. При этом применяется не только фз №40 об ОСАГО, но и ГК РФ в части обязательств о возмещении вреда, а также нормативные акты ЦБ РФ, в частности, Положение о правилах ОСАГО от 1 сентября 2014 г. № 431-П вместе с коэффициентами, коридором тарифов для расчета стоимости страхового полиса.
Изменения ПДД
В этом материале мы расскажем обо всех изменения и поправках в ОСАГО с 2020 года.
В 2020 году ОСАГО претерпело ряд важных изменений, которые касаются каждого автолюбителя. В материале портала Avtospravochnaya.com расскажем о всех новшествах в автостраховании, которые произошли в текущем году
Изменения ОСАГО со 2 января 2020
2 января 2020 года вступили в силу поправки, которые разрешают водителям не возить с собой бумажную распечатку электронного полиса ОСАГО. Теперь водитель имеет право предъявить водителю полис в виде распечатки или электронный вариант на экране любого устройства: смартфона, планшета и т.д. Автоинспектор, в свою очередь, может «пробить» полис по базе данных РСА, и убедиться, что он не поддельный и действительно выдавался.
Изменения ОСАГО с 8 марта 2020
С 8 марта 2020 года вступили в силу поправки, которые позволяют оформлять полисы ОСАГО и КАСКО на одном бланке. При этом, такой полис имеет следующие особенности:
- объектом КАСКО являются имущественные интересы, связанные с риском утраты и (или) повреждения автомобиля, указанного в договоре ОСАГО;
- страховая сумма по договору КАСКО устанавливается в размере, равном действительной стоимости застрахованного автомобиля в месте его нахождения в день заключения договора ОСАГО;
- в договоре КАСКО по соглашению сторон может быть предусмотрено установление франшизы (условной или безусловной) в размере не более 20% от страховой суммы;
- срок страхования по договору КАСКО должен соответствовать сроку договора ОСАГО;
- если договор ОСАГО прекращен досрочно, то договор КАСКО прекращается с даты прекращения договора ОСАГО;
- в случае прекращения договора ОСАГО возврат части страховой премии по договору КАСКО страхователь должен произвести пропорционально сроку страхования;
- возврат страховой премии по договору КАСКО в случае отказа страхователя, в том числе в связи с отказом от договора ОСАГО производится в порядке, установленном Указанием Банка России от 20 ноября 2015 г. № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Изменения ОСАГО с 24 июля 2020 года
С 24 июля 2020 года оформлять электронные полисы ОСАГО разрешили посредникам: страховым агентам и брокерам. Это позволило узаконить работу интернет-агрегаторов по подбору страховки, ранее в их деятельности была правовая неопределённость.
Изменения ОСАГО с 24 августа 2020 года
Сразу несколько изменений в ОСАГО вступили в силу 24 августа 2020 года. Так, теперь страховые компании получили право применять индивидуальные тарифы ОСАГО. К примеру, стоимость полиса ОСАГО может быть повышена для злостных нарушителей ПДД. Кроме того, страховщики получили право при расчёте цены ОСАГО учитывать ряд дополнительных факторов, которые характеризуют индивидуальные особенности автовладельца и его автомобиля: возраст, семейное положение, пол, год выпуска автомобиля и т.д. Каждая страховая компания может устанавливать свой перечень факторов, от которых будет зависеть конечная стоимость полиса ОСАГО.
Также в случае самостоятельной организации проведения независимой экспертизы после 24 августа 2020 года потерпевший в ДТП обязан не позднее чем за 3 дня до ее проведения проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения. Это необходимо для обеспечения возможности присутствия страховщика при ее проведении.
Кроме того, с 24 августа 2020 года введена неустойка за нарушение сроков возврата денег страховщиком клиенту при досрочном расторжении договора ОСАГО (в размере 1% от подлежащей возврату суммы за каждый день просрочки, но не более размера подлежащей возврату суммы).
Изменения ОСАГО с 5 сентября 2020 года
Центробанк утвердил расширение тарифных коридоров ОСАГО с 5 сентября 2020 года. К примеру, для наиболее популярной категории – легковых автомобилей физлиц, значения базовых тарифов ОСАГО ранее находились в диапазоне от 2746 до 4942 руб. Согласно поправкам, теперь минимальное значение тарифа составит 2471 руб., а максимальное – 5436 руб. Для автомобилей, используемых в качестве такси, тарифный коридор составит 2877-9619 руб. (было 4110-7399 руб.).
Кроме того, с 5 сентября 2020 года изменятся некоторые коэффициенты ОСАГО. В частности, речь идёт о коэффициенте территории (прописки) и возраста стажа. К примеру, в 180 населённых пунктах коэффициент территории будет снижен. Что касается коэффициента возраста-стажа, то для молодых и неопытных водителей он станет выше, для взрослых и опытных водителей – снизится.
Новые цены на ремонт по ОСАГО с 20 сентября 2020
Президиумом РСА приняты новые справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, подготовка которых была начата РСА сразу после снятия ограничений в РФ, введенных в связи с пандемией нового коронавируса, и оперативно завершена за три месяца.
Как пояснил президент Российского Союза Автостраховщиков Игорь Юргенс, стоимость запчастей в среднем возросла на 23%. Этот показатель вычислен после анализа в актуализированных справочниках стоимости наиболее часто повреждаемых деталей по наиболее популярным маркам автомобилей в разрезе экономических регионов. Это говорит о том, что средняя выплата по новым справочникам также вырастет.
Как подчеркнул Юргенс, ценовые показатели в актуализированных справочниках, отражают текущую, все еще нестабильную ситуацию, на рынке запасных частей, возникшую после введения ряда ограничительных мер в связи с коронавирусом, последствия которых продолжают оказывать влияние на экономику. Актуализированные справочники будут введены в действие с 20 сентября 2020 года.
Отмена диагностических карт с 1 марта по 30 сентября 2020 года
В период с 1 марта по 30 сентября 2020 года для оформления ОСАГО не требуется диагностическая карта техосмотра. Это временная мера, введённая из-за пандемии коронавируса в регионах России.
При этом, те автовладельцы, которые успели оформить полис ОСАГО в указанный период, обязаны предоставить своему страховщику диагностическую карту в течение 30 дней после снятия коронавирусных ограничений в регионе (но не позднее 31 октября 2020 года). В противном случае страховая компания в случае ДТП сможет взыскать стоимость ремонта с виновника аварии в порядке регресса.
Изменения ОСАГО со 2 октября 2020
С 24 августа 2020 года вступили в силу поправки об индивидуальных тарифах ОСАГО. Согласно изменениям, ОСАГО для нарушителей ПДД может стать дороже – теперь страховщики могут устанавливать повышенные тарифы ОСАГО для злостных нарушителей ПДД. Речь идёт о таких грубых нарушениях, как превышение скорости более чем на 60 км/час, выезд на встречную полосу, пьяное вождение и т.д.
В связи с этим, Правительство утвердило поправки, которые позволяют страховщикам получать информацию о нарушениях водителей. Речь о Постановлении Правительства РФ от 29 сентября 2020 г. № 1564 – документ вступил в силу 2 октября 2020 года.
Указанное Постановление вносит изменения в перечень информации, которую страховщики и госорганы должны размещать в автоматизированной информационной системе (АИС) РСА для обмена данными при оформлении ОСАГО.
Так, теперь в перечень информации, предоставляемой для АИС ОСАГО из банка данных МВД, включена информация о привлечении к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения:
- ФИО, дата рождения, место рождения (при наличии), водительское удостоверение (при наличии);
- соответствующее положение (статья, часть, пункт) КоАП РФ или УК РФ;
- дата и время правонарушения;
- дата лишения права управления транспортным средством (если применялась соответствующая мера) и дата окончания срока лишения.
Таким образом, получение доступа к данной информации позволит страховщикам повышать тарифы для злостных нарушителей ПДД.
Изменения ОСАГО с 19 октября 2020
19 октября 2020 года вступают в силу очередные изменения в закон об ОСАГО. С этой даты купить электронный полис ОСАГО можно не только на официальном сайте страховой компании, но при помощи так называемых финансовых платформ.
Финансовая платформа, это такая информационная система, которая позволяет клиенту оформить ОСАГО онлайн в выбранной страховой компании. При этом, финансовая платформа не имеет право брать деньги за свои услуги.
Подобные системы получают всё большую популярность. Они позволяют сравнить цены сразу в нескольких компаниях и выбрать понравившийся вариант.
Официальный реестр финансовых платформ будет публиковаться на сайте Центробанка – пока в нём всего две компании.
Изменения ОСАГО с 1 ноября 2020
С 1 ноября 2020 года вступают в силу поправки, которые меняют порядок оформления электронного извещения о ДТП в рамках «европротокола». Предусмотрены два важных изменения:
- оформить электронное извещение можно будет даже в случае наличия разногласий у участников ДТП;
- оформить электронное извещение смогут не только физлица, но и юрлица.
Напомним, ранее одним из условий возможности оформления электронного извещения о ДТП было отсутствие разногласий у участников аварии. Кроме того, было прописано, что оба участника аварии должны быть физлицами.
С 1 ноября 2020 года эти 2 ограничения снимаются. Оформить «европротокол» в электронном виде можно будет при наличии разногласий, а воспользоваться услугой смогут и водители служебных автомобилей организаций.
В случае наличия разногласий у водителей максимальная выплата по «европротоколу» ограничена суммой 100 тысяч рублей, а ДТП должно быть оформлено с применением устройства «ГЛОНАСС» или специального мобильного приложения. Напомним, сейчас для оформления ДТП по «европротоколу» в электронном формате используется мобильное приложение «Помощник ОСАГО».
Изменения ОСАГО с 20 ноября 2020
С 20 ноября 2020 года вступают в силу поправки в правила ОСАГО и порядок обмена информацией при заключении договора ОСАГО в электронной форме.
Эти изменения были необходимы в связи с началом работы финансовых платформ. Согласно поправкам, после 20 ноября 2020 года финансовые платформы можно будет использовать для следующих операций:
- направление заявления о заключении договора ОСАГО;
- направление заявления о страховом возмещении;
- уплата страховой премии;
- внесение изменений в договор ОСАГО.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, с 19 октября 2020 года купить электронный полис ОСАГО можно не только на официальном сайте страховой компании, но и при помощи так называемых финансовых платформ.
Финансовая платформа, это такая информационная система, которая позволяет клиенту оформить ОСАГО онлайн в выбранной страховой компании. Подобные системы получают всё большую популярность. Они позволяют сравнить цены сразу в нескольких компаниях и выбрать понравившийся вариант.
Приложение «Помощник ОСАГО» заработает во всех регионах
Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» будет запущено во всех регионах России с ноября 2020 года.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, мобильное приложение «Помощник ОСАГО» было запущено 1 ноября 2019 года в пяти «пилотных» регионах:
- Москве
- Московской области
- Санкт-Петербурге
- Ленинградской области
- Республике Татарстан.
Работа приложения в этих регионах признана успешной. Приложение «Помощник ОСАГО» существенно облегчает жизнь российским автомобилистам. Граждане могут оформлять ДТП самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Все данные (водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис) для извещения поступают из личного кабинета водителя и из базы РСА, ему остаётся только проверить их правильность и загрузить фото с места происшествия, следуя специальным подсказкам.
Как сообщили в РСА, приложение функционально полностью готово к запуску для применения на всей территории России. В ноябре 2020 года продолжится тестирование приложения, поскольку часть тестовых операций пришлось продлить из-за ограничений, связанных с коронавирусом. Решение о продлении тестирования позволит обеспечить высокие потребительские качества приложения во всех регионах РФ.
Все изменения ОСАГО 2020: видео
Особенности оформления автогражданки по закону
В ст. 4 закон обязывает собственников автомобилей страховать гражданскую ответственность, предусматривая исключение только в отношении машин, чья предельная скорость не превышает 20 км/ч, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, ТС, принадлежащих военизированным формированиям.
В ст. 5 закона указывается, что договор ОСАГО между клиентом и страховой компанией, должен заключаться в порядке, соответствующем правилам, утвержденным законопроектом № 251-ФЗ, принятым в июле 2013 года.
Согласно правилам, принятым ФЗ, при заключении договора должны соблюдаться следующие условия:
- продолжительность действия ОСАГО составляет до 12 месяцев;
- положения полиса могут предусматривать внесение определенного количества лиц, допущенных владельцем к управлению, или не ограничивать число водителей;
- собственник авто, заключающий договор, обязан предоставить СК персональную информацию, необходимую для составления полиса, с обязательствами страховой компании по соблюдению необходимых правил конфиденциальности;
- возможность ограниченного использования машины в период действия полиса, с указанием временных отрезков, на которые распространяется защита;
- обязанность собственника авто в трехдневный срок от момента постановки машины на учет в ГИБДД внесения регистрационных сведений в бланк страховки и единую информационную базу;
- утверждение общепринятой формы бланка страхового полиса и извещения страховщика о произошедшем ДТП;
- указание перечня ситуаций, допускающих возможность досрочного разрыва договора по инициативе каждой из сторон.
На основе перечисленных условий ФЗ, каждым страховщиком должны утверждаться правила, по которым работает компания.
Федеральный закон ОСАГО с последними поправками
- 1. Содержание закона об ОСАГО
- 1.1 Что регулирует ФЗ №40
- 1.2 О возмещении ущерба в натуральной форме
- 1.3 Если попал в ДТП
- 2. Что изменил закон об ОСАГО в 2019 году
- 3. Какие еще нововведения ожидают автомобилистов
Содержание закона об ОСАГО
Федеральный закон об ОСАГО 2018 года с изменениями содержит основные принципы по процедуре возмещения материального и физического ущерба, причиненного пострадавшим в результате ДТП. Страхование собственников автотранспортных средств относится к обязательному виду страхования, по которому в соответствии с новым законом об ОСАГО страховщик не вправе отказать в заключении договора владельцу ТС. Кроме того, законом запрещено вождение автотранспорта без страховки.
Страховой полис ОСАГО — неотъемлемая часть документов, которые находятся у водителя. Страховка автовладельца подтверждает страхование возможных рисков перед третьими лицами. Компенсации возмещаются за причинение имущественного ущерба пострадавшим, жизни и здоровью застрахованного. Если в аварии признан виновным владелец полиса ОСАГО, то страховая организация возместит причиненный ущерб пострадавшим в установленном законом размере. Подобный механизм возмещения ущерба дает потерпевшей стороне право без длительного судебного разбирательства получить положенную компенсацию.
ФЗ №40 об ОСАГО с последними изменениями 2019 года делает акцент на праве автолюбителей самостоятельно выбирать тарифный план и стоимость страховки, а также на пролонгированной ответственности владельца полиса ОСАГО. Смысл изменения в том, что при покупке нового полиса водитель, который совершал раньше ДТП, заплатит за него повышенную стоимость в соответствии с коэффициентом бонус-малус.
Подобная концепция автострахования сложилась в мировой практике, которая считается действенной при добросовестном соблюдении условий договора сторонами, в том числе и страховой организацией.
Что регулирует ФЗ №40
Страховые правоотношения ФЗ «Об ОСАГО» прежде всего имеют гражданско-правовой характер, который предусматривает особенности гражданской ответственности владельца ТС, как источника повышенной опасности (ст. 2 ФЗ №40):
- за каждым водителем закрепляется обязанность ежегодного страхования автогражданской ответственности;
- законом установлены суммы страховых выплат, повышающие и понижающие стоимость страховки коэффициенты, объект страховых отношений, классификация и виды рисков;
- процедуру фиксации и разбора аварии;
- порядок и размер компенсаций по возмещению ущерба;
- перечень организаций, которые контролируют соблюдение автовладельцами норм закона об ОСАГО с разграничением пределов должностных полномочий;
- регулирование претензионных споров сторон.
О возмещении ущерба в натуральной форме
Закон об ОСАГО 2019 с изменениями, подготовленными Минфином РФ, прежде всего установил преимущественное возмещение по причиненному ущербу в натуральной форме. Натуральная форма возмещения ущерба ТС подразумевает не денежную компенсацию владельцу, а проведение ремонтных работ по восстановлению автомобиля на СТО.
К процессу восстановления ТС в натуральной форме установлены следующие требования:
- период ремонтных работ не может превышать 30 суток с момента транспортировки автотранспорта на СТО;
- список СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, должен быть опубликован на официальном сайте организации;
- калькуляция возмещения и замена комплектующих частей производится с учетом износа ТС, но не больше 50%. СТО запрещается использовать подержанные комплектующие детали;
- место проведения восстановительных работ должно располагаться в территориальной близости для страхователя;
- СТО должны отвечать принятым производственно-техническим требованиям;
- гарантия на восстановительные работы ТС составляет полгода, на работы по проведению кузовного ремонта, покраски автомобиля — год;
- при нарушении установленного законом 30-дневного срока, отведенного на восстановление ТС, страховая организация выплачивает штраф (пеню) за каждый день просрочки — 0,5% с суммы компенсации по страховке.
Если попал в ДТП
Порядок фиксации автопроишествия без привлечения инспекторов ГИБДД стал более детализирован и конкретен. Законом установлено, что ДТП, в котором столкнулось не больше двух ТС с повреждением, разрешается оформить без вызова инспекторов ГИБДД. У участников ДТП должен быть полис ОСАГО, а вред причинен только ТС. Но разногласия у сторон по поводу причиненного ущерба, обстоятельств и характера аварии недопустимы. Формуляр европротокола с заявлением о компенсации направляется водителями страховым организациям в пятидневный срок с момента ДТП.
Что изменил закон об ОСАГО в 2019 году
Рассмотрим, какие новые положения и изменения разработаны и внесены в новый закон об ОСАГО:
- Увеличили максимальный порог выплат компенсаций по европротоколу до 100 000 рублей, по возмещению понесенного ущерба размер выплаты повысили до 400 000 рублей. Подняли планку размера компенсации ущерба, причиненному жизни и здоровью застрахованного, до 500 000 рублей. Размер выплат рассчитывается пропорционально таблице коэффициентов по тяжести полученных травм. При гибели застрахованного выгодоприобретатели (родственники) получают 475 000 рублей, а также 25 000 рублей — расходы, связанные с ритуальными услугами по погребению погибшего.
- Создали объединенную информационную базу по страховым и страхователям для более детального контроля за надлежащим соблюдением условий договора автострахования каждой из сторон.
- Срок действия полиса ОСАГО распространяется на один год и не может быть меньше. Соответственно, КБМ будет устанавливаться один раз в год — 01.04. Предусмотрено оформление договора на 20-дневный срок без карты диагностики при покупке транспортного средства и перегона к месту регистрации и техосмотра.
- Запрещено проводить и ссылаться на независимую экспертизу. Резолюции и документы, которые предоставляются сторонами на основе выводов независимой экспертизы, юридической силы не имеют.
- ЦБ РФ взял на себя обязанность заниматься установлением предельного верхнего и нижнего порога тарифных ставок по страховке ОСАГО. Базовые тарифные показатели и коэффициенты, применяемые страховыми организациями не должны противоречить требованиям, которые установлены Центробанком. С января 2019 года верхние и нижние пределы тарифных ставок расширены Центробанком на 20% в каждую сторону. Страховые вправе вводить собственный тариф только в пределах принятого тарифного коридора.
- За возмещением в страховую стало возможным обращаться вне зависимости от количества участников ДТП, раньше ограничивалось двумя. Предусмотрен прямой порядок возмещения ущерба, когда застрахованный обращается за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновного в аварии.
- Без диагностической карты о состоянии автомобиля страховка оформляться не будет.
- Отрегулирован процесс покупки страховых полисов онлайн. Оформить полис можно через официальный сайт компании страховщика. Здесь есть исключение: купить онлайн-страховку не смогут водители-новички, сведений о которых нет в базе РСА. Электронный полис наделен такой же юридической силой, как и бумажная страховка. Если сервис по предоставлению страховок онлайн отсутствует на сайте страховой компании, ЦБ РФ вправе приостановить или лишить лицензии СК.
- Законом урегулирован вопрос рассмотрения споров между страхователем и страховой организацией. При наступивших разногласиях между сторонами страхователь направляет претензию, дополненную необходимыми документами, которые подтверждают и обосновывают позицию потерпевшего. Организация-страховщик рассматривает претензию в течение пяти дней и направляет потерпевшему либо согласие на удовлетворение требований, либо отказ с указанием мотивированных причин. Если дело дошло до искового разбирательства в суде, в ходе которого суд удовлетворил иск истца (потерпевшего), на ответчика (страховую) будет наложен штраф из расчета 50% разницы между суммой страховой выплаты, установленной судом, и выплатой, произведенной страховщиком в добровольном порядке.
- ФЗ ужесточил ответственность страховых при нарушении сроков выплат по страховым рискам или возмещению вреда в натуральной форме в виде работ по восстановлению ТС. Страховая компания-нарушитель обязана будет уплатить пени в сумме 1% за каждый день просрочки от размера страховой выплаты.
- На должностных лиц возлагается административная ответственность в виде штрафа в 50 000 рублей при необоснованном отказе в заключении договора страхования либо навязывании дополнительных услуг, которые законом не относятся к обязательным.
Новый закон об ОСАГО еще будет дорабатываться и корректироваться с учетом нынешней практики и мнения экспертов.
Какие еще нововведения ожидают автомобилистов
В 2019 году планируется введение «безлимитного европротокола» по всей территории России. Европротокол будет оформляться с помощью фото- и видеосъемки, включая спутниковую систему раскадровки местности.
Тарифный коридор также обещают расширить до 30% в 2019 году и до 40% в 2020. Центробанк намерен в ближайшие два-три года отменить коэффициенты: по мощности двигателя и территориальный.
Полис привяжут к водителю, а не к автотранспортному средству. У каждого водителя появится собственная страховая история. В связи с этим страховка ОСАГО для добросовестных водителей будет стоить дешевле.
ФЗ 40 об Осаго изменения 2016
Впервые, в старой редакции, закон в РФ был введен в апреле-марте 2002 года, но положение начало окончательно действовать в июле 2003 года и опубликован в «российской газете». Ежегодно в него готовились и вносились правки, после рассмотрения главой правительства. Основная идея такая, чтоб защитить потерпевших, третьих лиц.
Последние, кардинальные, изменения в законе установлены в декабре 2015 года. Вступил в силу с января. И касаются многих глав. Какие именно? Изменения произошли в первой и четвертой статье, а именно 13 и 14 абзацы (первой статьи) по поводу компенсационных выплат. И статью дополнили такими терминами, как «направление на ремонт», «бесколесные транспортные средства», увеличили выплаты потерпевшим.
В статье №8 внесли такие изменения, как сроки действия страховых тарифов, размеры полной или частичной компенсации (увеличилось до 500 тысяч рублей). В части 9 изменили коэффициенты тарифов. Полностью была изменена статья №11, 12,16 и 20. Так же в документе есть раздел и текст, который говорит о том, что есть льготный период (бесплатный) езды без осаго.
Некоторые страховые компании предлагают ознакомится с полисом и оформить его в электронном виде, а потом просто распечатать. В нем четко прописано все требования, суммы выплаты убытков и урегулирование споров.
Если государству необходимо закупить полюсы, проводится аукцион (конкурс) между страховыми компаниями.
Другие изменения
Условия для самостоятельного оформления аварии
В новой редакции закона перечисляется, при каких условиях водители могут самостоятельно оформить ДТП (все условия должны быть выполнены):
- если в аварии столкнулось не больше 2 машин;
- если у водителей пострадавших машин есть полиса ОСАГО;
- если кроме автомобилей не был причинен вред другому имуществу либо в аварии нет пострадавших;
- если у водителей нет претензий друг к другу и они знают, кто был виновником, а кто потерпевшим. Но даже если претензии будут, то оформить аварию без участия сотрудников ГИБДД возможно, но только в том случае, если у водителей будет приложение «ЭРА–ГЛОНАСС».
Увеличение лимита европротокола
С октября 2020 г. лимит выплат по авариям, оформленным самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД составляет 400 тыс. руб. по всей стране. До внесения поправок в закон увеличенный лимит в 400 тыс. руб. действовал только в Москве, Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях. В регионах он был ограничен суммой в 100 тыс. руб.
Максимальный лимит действует только при оформлении аварии с использованием технических средств – мобильного приложения, осуществляющего съемку и фиксирующего координаты. А машины участников ДТП должны быть при этом оборудованы системой «ГЛОНАСС».
При оформлении ДТП без использования электронных средств участники ДТП смогут рассчитывать на прежние 100 тыс. руб. Новая редакция закона, которая была принята Думой в апреле 2020 года, вступила в силу 29 октября 2020 г.
Новые правила оформления европротокола
Если раньше, чтобы составить протокол без вызова сотрудников ГИБДД, участникам аварии нужно было договариваться о том, кто все же виновен, а также какую сумму ущерба придется заплатить, то сегодня оформить европротокол можно и при наличии разногласий между сторонами.
Но для этого нужно выполнить условие – зафиксировать момент ДТП, сделать фото на камеру, телефон, отправить видеозапись (если видеорегистратор был включен).
Сроки информирования о ДТП
В поправках отменяется 5-дневный срок, в течение которого виновник ДТП, оформленного по европротоколу, должен известить страховую компанию об аварии. До внесения поправок при невыполнении этого требования страховая фирма вправе была предъявить виновнику регрессное требование о возмещении убытков.
С октября 2020 г. эти нормы перестали действовать, хотя обязанность направлять извещение страховщику виновнику ДТП по-прежнему осталась.
Порядок страхования с изменениями
В главе II «Условия и порядок осуществления обязательного страхования» внесены следующие изменения, которые вступят в силу только с 01.01.2020 г.:
- если человек приобрел автомобиль или получил его в ведение, тогда он обязан будет застраховать свою гражданскую ответственность до того момента, пока он не совершит регистрационные действия – не сменит владельца автомобиля. Сделать он это должен не позже, чем через 10 дней после появления у него права владения автомобилем;
- если у гражданина появляется автомобиль (он его покупает, наследует, принимает в дар и т. д.), тогда он имеет право заключить договор обязательного страхования до совершения регистрационных действий, на срок, который равен 1 году.
Изменения в главе VI Заключительные положения

Изменение регрессионных требований
С 29.10.2019 г. появились изменения и в ст. 11 Закона «Об ОСАГО»:
- до октября 2020 г. страховая фирма могла принимать только те документы, которые были выданы сотрудниками ГИБДД. Теперь же документы, которые подтверждают факт аварии могут выдаваться полицией, медицинской организацией, аварийно-спасательной службой;
- в ст. 14 закона раньше значилось, что виновник ДТП должен возместить понесенный страховой компанией ущерб на выплату денег пострадавшему только в том случае, если застрахованное лицо управляло автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения. С 29.10.2019 г. страховая компания имеет право предъявить застрахованному лицу регрессионное требования в нескольких случаях: если водитель в момент аварии находится в состоянии любого вида опьянения; если он отказался проходить медицинское освидетельствование для выявления в его организме токсических веществ; если водитель принимал алкоголь или другое запрещенное вещество до момента проверки его на неадекватное состояние;
- нововведения коснулись и регрессионной выплаты в том случае, если застрахованный водитель стал виновником ДТП, при этом он управлял машиной с прицепом, однако на автомобиль был оформлен полис, а на прицеп – нет. В этом случае страховая фирма вправе предъявить виновнику аварии регрессионные требования.
Изменения в перечне документов, необходимых для покупки полиса
Нововведения коснулись только тех страхователей, которыми выступают юридические лица. Если раньше для заключения договора со страховой фирмой представитель юридического лица должен был подать свидетельство о государственной регистрации, то в новой редакции закона он должен предоставить выписку из единого государственного реестра юридических лиц, а также документ, который подтверждает право собственности на транспортное средство (договор купли-продажи и др.).
В новой редакции закона «Об ОСАГО» перечислены все изменения, которые касаются страхования гражданской ответственности на дорогах. Основные из них: европротокол теперь можно оформить без вызова сотрудников полиции, причем сделать это можно как на бумажном, так и на электронном носителе.
Самостоятельно оформить документ можно даже при наличии разногласий у водителей, но только, если у них будет система ГЛОНАСС. Меняется и максимальная выплата по европротоколу. Теперь она составляет 400 тыс. руб.