Сведения о близких родственниках в анкете госслужащего

Сведения о близких родственниках в анкете госслужащего


Выбрать ККС субъекта

  1. Пн
  2. Вт
  3. Вс
  4. Ср
  5. Сб
  6. Пт
  7. Чт

Будущие заседания Прошедшие заседания Рекомендации по оформлению предоставляемых кандидатами документов Рекомендации по оформлению претендентами на должность судьи документов, представляемых в квалификационную коллегию судей Анкета кандидата. Общие требования. Не допускается выход за пределы граф и полей.

Допускается предоставление анкеты в машинописном виде. В этом случае претендент каждую заполненную страницу анкеты заверяет подписью. Не допускается представление анкеты в нечитаемом виде.

Сведения в анкету вносятся в точном соответствии с документами претендента.

На вопросы анкеты следует отвечать полно и развернуто. В случае изменения анкетных данных претендента на должность судьи, произошедших после подачи документов в квалификационную

Нормальная практика

Член Общественной палаты РФ и президиума Ассоциации юристов РФ, доктор юридических наук Владислав Гриб считает, что чиновники стали более опытными и могут оформлять имущество на близких родственников, и такие случаи бывают.

«Такие проверки – это нормальная практика не только в России, но и в зарубежных странах. Если ты высокопоставленный чиновник, а близкие родственники не занимаются бизнесом, не платят налоги с бизнеса и вдруг у них появляется значительное имущество, то появляются вопросы», – считает Гриб.

Источник фото: wikipedia.org — CC BY-SA 4.0

Возможную проверку, о которой написал Telegram-канал, член ОП назвал профилактической и контрольной мерой. По его словам, бизнес бывает у жен чиновников, с которыми они специально разводятся, чтобы отвести подозрения.

«Есть и такая проблема, что если с родственниками в плохих отношениях, то они могут отказаться предоставлять данные. Но эта мера в мировой практике противодействия коррупции довольно популярна», – рассказал юрист.

Рекомендации по заполнению разделов анкеты кандидата на должность в СК России

6 – указываются все высшие учебные заведения, которые окончил кандидат; если нет высшего образования, то необходимо указать специальное профессиональное учебное заведение (ПТУ, техникум и т.д.) или указать то образование, которое было получено; если на период заполнения анкеты образование получается, то указать образовательное учреждение, курс и год окончания этого учреждения. п. 7 – если кандидату ранее оформлялся допуск к государственной тайне, указать, в какой организации, когда и по какой форме; при отрицательном ответе делается запись: «допуск к государственной тайне не оформлялся».

п. 8 – при отрицательном ответе –

«о выезде (въезде) на постоянное место жительства в другое государство не ходатайствовал»

п. 9 – указывается страна, год и цель поездки за последние 5 лет; если в одну и ту же страну кандидат выезжал несколько раз, то можно указать

«Турция – 2011, 2013, 2014 гг., туризм; Украина – 2015 год, служебная командировка»

Допущен к гостайне? Контролируй родственников.

Перечень сведений, отнесенных к гостайне постоянно увеличивается. Соответственно растет и количество штатных должностей в организациях различной формы собственности, требующих формы допуска к гостайне (вопрос с перечнем ГТ по КИИ до сих пор не разъяснен регуляторами). Работник берет на себя некоторые обязательства, согласно законодательства РФ, а контролирует их исполнение ФСБ. Но бывает, что обязательства нарушаются и не по воле работника.

Если судить по судебной практике, то ФСБ наиболее часто выявляются 2 типа нарушений обязательств, взятых на себя работником:
1. Выезд за рубеж без согласования с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне.
2. Переезд на постоянное место жительство за границу близких родственников.
Органы ФСБ направляют материалы работодателю, в организации проводится служебное расследование и работника лишают права доступа к гостайне, что приводит к его увольнению.
И, если первый тип нарушений зависит только от самого работника, то второй тип — это сложный случай в современном мире. Очень часто общение с родственниками «формально вежливое», а то и полностью отсутствует. Некоторые дела об увольнении доходят до Верховного суда РФ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 июня 2017 г. N 69-КГ17-9

6 комментариев:

Не во всех случаях лиц, допуск к государственной тайне которых прекращён, увольняют. Иногда такой работник продолжает выполнять свои должностные обязанности после перевода на должность, по которой не требуется наличие формы допуска.
На практике встречал организации, где, предположим, в одном отделе были должности и без формы допуска, и с таковой. Сделано, правда, это было не в целях сохранения проштрафившегося работника, а для ускорения приема новых работников.

Да, все так. Обязаны предложить вакантные должности не требующие допуска. При отказе работника от них, увольняют по статье.

В «консультанте» нашел интересные разъяснения по теме:
Вопрос: Сын государственного гражданского служащего постоянно (более шести месяцев в году) проживает в иностранном государстве. Вправе ли представитель нанимателя принять решение о прекращении допуска к государственной тайне и увольнении гражданского служащего по основанию отказа в допуске к государственной тайне?
Ответ: Представитель нанимателя вправе принять решение о прекращении допуска к государственной тайне гражданского служащего и уволить его по данному основанию, если соответствующее решение принято с учетом всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание сына должностного лица за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.

Читать еще:  Акт приемки продукции по качеству образец заполнения

Обоснование: В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

На основании ст. 23 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в том числе в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 указанного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте) (см. также Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2007 N 59-Г07-15).

Согласно ст. 22 Закона РФ N 5485-1 одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Аналогичные положения содержатся в п. п. 12, 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Инструкция).

Как следует из п. 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016), нарушение гражданским служащим предусмотренных служебным контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны, может являться основанием прекращения гражданскому служащему допуска к государственной тайне и последующего увольнения с государственной гражданской службы по п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.

Из Определения Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 N 25-О следует: применительно к правоотношениям, связанным с защитой государственной тайны, под близкими родственниками понимаются, в частности, дети, а под постоянным проживанием за границей — проживание за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года.

Однако при этом необходимо учитывать, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне по соответствующему основанию, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться лишь критериями, установленными Инструкцией, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года — без учета всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание самого должностного лица или гражданина и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1205-О).

Таким образом, приходим к выводу, что в рассматриваемом случае представитель нанимателя вправе принять решение о прекращении допуска к государственной тайне гражданского служащего и уволить его в связи с указанным прекращением, если соответствующее решение принято с учетом всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание сына должностного лица за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.

Нормативная база

  • гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

Гражданам, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую или муниципальную службу Российской Федерации, необходимо предоставить в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования заполненную анкету (распоряжение правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р). Изменения и дополнение к анкете государственного гражданского служащего производились 16.10.2007, 05.03.2018, 27.03, 20.09, 20.11.2019.

Читать еще:  Как долго надо ждать возврата денежных сретств за электронный железнодорожный билет

Гражданам, поступающим на военную государственную службу по контракту в органы ФСБ, наряду с копиями личных документов, необходимо предоставить в территориальный орган безопасности либо в пограничный орган по месту жительства заполненную анкету по форме № 4 (постановление правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, с изменениями от 07.08.2019). Она требует больше информации о личности гражданина и о его родственниках, чем заполнение анкеты госслужащего на гражданскую или муниципальную службу. На ее основании принимается решение о допуске к государственной тайне Российской Федерации.

Где ограничена совместная работа близких родственников?

В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.

В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.

Близкие родственники не могут работать вместе:

  1. на государственной службе (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», ст. 16, п. 5 ч. 1);
  2. на муниципальной службе (Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», ст. 13, п. 5 ч. 1).

Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:

  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном Фонде России;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» допускается ограничение на деятельность лиц, которые занимают должности федеральной государственной службы (отдельные категории работников). В частности, это относится к директорам, начальникам, управляющим и главному бухгалтеру.

  • Центральный
    • Москва
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Воронежская область
    • Ивановская область
    • Курская область
    • Костромская область
    • Калужская область
    • Липецкая область
    • Московская область
    • Орловская область
    • Рязанская область
    • Смоленская область
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тамбовская область
    • Ярославская область
    • Московская межрегиональная транспортная прокуратура
    • Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Главная военная прокуратура
    • Статьи и заметки
  • Северо-Западный
    • Санкт-Петербург
    • Архангельская область
    • Вологодская область
    • Калининградская область
    • Ленинградская область
    • Мурманская область
    • Новгородская область
    • Псковская область
    • Республика Коми
    • Республика Карелия
    • Ненецкий АО
    • Северо-Западная транспортная прокуратура
  • Приволжский
    • Кировская область
    • Нижегородская область
    • Оренбургская область
    • Пермский край
    • Пензенская область
    • Республика Татарстан
    • Республика Мордовия
    • Республика Башкортостан
    • Республика Марий Эл
    • Саратовская область
    • Самарская область
    • Ульяновская область
    • Удмуртская Республика
    • Чувашская Республика
    • Приволжская транспортная прокуратура
  • Дальневосточный
    • Амурская область
    • Еврейская АО
    • Забайкальский край
    • Камчатский край
    • Магаданская область
    • Приморский край
    • Республика Саха (Якутия)
    • Республика Бурятия
    • Сахалинская область
    • Хабаровский край
    • Чукотский АО
    • Дальневосточная транспортная прокуратура
    • Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
  • Сибирский
    • Алтайский край
    • Иркутская область
    • Красноярский край
    • Кемеровская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Республика Хакасия
    • Республика Тыва
    • Республика Алтай
    • Томская область
    • Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
    • Западно-Сибирская Транспортная прокуратура
    • Восточно-Сибирская Транспортная прокуратура
  • Северо-Кавказский
    • Карачаево-Черкесия
    • Кабардино-Балкария
    • Республика Ингушетия
    • Северная Осетия
    • Ставропольский край
    • Чеченская Республика
    • Республика Дагестан
  • Южный
    • Астраханская область
    • Волгоградская область
    • Краснодарский край
    • Ростовская область
    • Республика Калмыкия
    • Республика Адыгея
    • Республика Крым
    • Севастополь
    • Южная транспортная прокуратура
  • Уральский
    • Курганская область
    • Свердловская область
    • Тюменская область
    • Ханты-Мансийский АО
    • Челябинская область
    • Ямало-Ненецкий АО
    • Уральская транспортная прокуратура

Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее — гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее — Методические рекомендации).

Читать еще:  Договор об использовании инфраструктуры сада

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 — 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

— стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

— договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее — Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Аналогичное разъяснение относительно госорганов дает Минтруд России (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421). Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России в подобных случаях рекомендует направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, осуществление которых входило в прежние служебные обязанности госслужащего (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector