Сведения о близких родственниках в анкете госслужащего
Сведения о близких родственниках в анкете госслужащего
Выбрать ККС субъекта
- Пн
- Вт
- Вс
- Ср
- Сб
- Пт
- Чт
Будущие заседания Прошедшие заседания Рекомендации по оформлению предоставляемых кандидатами документов Рекомендации по оформлению претендентами на должность судьи документов, представляемых в квалификационную коллегию судей Анкета кандидата. Общие требования. Не допускается выход за пределы граф и полей.
Допускается предоставление анкеты в машинописном виде. В этом случае претендент каждую заполненную страницу анкеты заверяет подписью. Не допускается представление анкеты в нечитаемом виде.
Сведения в анкету вносятся в точном соответствии с документами претендента.
На вопросы анкеты следует отвечать полно и развернуто. В случае изменения анкетных данных претендента на должность судьи, произошедших после подачи документов в квалификационную
Нормальная практика
Член Общественной палаты РФ и президиума Ассоциации юристов РФ, доктор юридических наук Владислав Гриб считает, что чиновники стали более опытными и могут оформлять имущество на близких родственников, и такие случаи бывают.
«Такие проверки – это нормальная практика не только в России, но и в зарубежных странах. Если ты высокопоставленный чиновник, а близкие родственники не занимаются бизнесом, не платят налоги с бизнеса и вдруг у них появляется значительное имущество, то появляются вопросы», – считает Гриб.
Источник фото: wikipedia.org — CC BY-SA 4.0
Возможную проверку, о которой написал Telegram-канал, член ОП назвал профилактической и контрольной мерой. По его словам, бизнес бывает у жен чиновников, с которыми они специально разводятся, чтобы отвести подозрения.
«Есть и такая проблема, что если с родственниками в плохих отношениях, то они могут отказаться предоставлять данные. Но эта мера в мировой практике противодействия коррупции довольно популярна», – рассказал юрист.
Рекомендации по заполнению разделов анкеты кандидата на должность в СК России
6 – указываются все высшие учебные заведения, которые окончил кандидат; если нет высшего образования, то необходимо указать специальное профессиональное учебное заведение (ПТУ, техникум и т.д.) или указать то образование, которое было получено; если на период заполнения анкеты образование получается, то указать образовательное учреждение, курс и год окончания этого учреждения. п. 7 – если кандидату ранее оформлялся допуск к государственной тайне, указать, в какой организации, когда и по какой форме; при отрицательном ответе делается запись: «допуск к государственной тайне не оформлялся».
п. 8 – при отрицательном ответе –
«о выезде (въезде) на постоянное место жительства в другое государство не ходатайствовал»
п. 9 – указывается страна, год и цель поездки за последние 5 лет; если в одну и ту же страну кандидат выезжал несколько раз, то можно указать
«Турция – 2011, 2013, 2014 гг., туризм; Украина – 2015 год, служебная командировка»
Допущен к гостайне? Контролируй родственников.
Перечень сведений, отнесенных к гостайне постоянно увеличивается. Соответственно растет и количество штатных должностей в организациях различной формы собственности, требующих формы допуска к гостайне (вопрос с перечнем ГТ по КИИ до сих пор не разъяснен регуляторами). Работник берет на себя некоторые обязательства, согласно законодательства РФ, а контролирует их исполнение ФСБ. Но бывает, что обязательства нарушаются и не по воле работника.
Если судить по судебной практике, то ФСБ наиболее часто выявляются 2 типа нарушений обязательств, взятых на себя работником:
1. Выезд за рубеж без согласования с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне.
2. Переезд на постоянное место жительство за границу близких родственников.
Органы ФСБ направляют материалы работодателю, в организации проводится служебное расследование и работника лишают права доступа к гостайне, что приводит к его увольнению.
И, если первый тип нарушений зависит только от самого работника, то второй тип — это сложный случай в современном мире. Очень часто общение с родственниками «формально вежливое», а то и полностью отсутствует. Некоторые дела об увольнении доходят до Верховного суда РФ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 июня 2017 г. N 69-КГ17-9
6 комментариев:
Не во всех случаях лиц, допуск к государственной тайне которых прекращён, увольняют. Иногда такой работник продолжает выполнять свои должностные обязанности после перевода на должность, по которой не требуется наличие формы допуска.
На практике встречал организации, где, предположим, в одном отделе были должности и без формы допуска, и с таковой. Сделано, правда, это было не в целях сохранения проштрафившегося работника, а для ускорения приема новых работников.
Да, все так. Обязаны предложить вакантные должности не требующие допуска. При отказе работника от них, увольняют по статье.
В «консультанте» нашел интересные разъяснения по теме:
Вопрос: Сын государственного гражданского служащего постоянно (более шести месяцев в году) проживает в иностранном государстве. Вправе ли представитель нанимателя принять решение о прекращении допуска к государственной тайне и увольнении гражданского служащего по основанию отказа в допуске к государственной тайне?
Ответ: Представитель нанимателя вправе принять решение о прекращении допуска к государственной тайне гражданского служащего и уволить его по данному основанию, если соответствующее решение принято с учетом всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание сына должностного лица за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.
Обоснование: В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
На основании ст. 23 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в том числе в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 указанного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте) (см. также Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2007 N 59-Г07-15).
Согласно ст. 22 Закона РФ N 5485-1 одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 12, 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Инструкция).
Как следует из п. 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016), нарушение гражданским служащим предусмотренных служебным контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны, может являться основанием прекращения гражданскому служащему допуска к государственной тайне и последующего увольнения с государственной гражданской службы по п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 N 25-О следует: применительно к правоотношениям, связанным с защитой государственной тайны, под близкими родственниками понимаются, в частности, дети, а под постоянным проживанием за границей — проживание за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года.
Однако при этом необходимо учитывать, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне по соответствующему основанию, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться лишь критериями, установленными Инструкцией, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года — без учета всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание самого должностного лица или гражданина и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1205-О).
Таким образом, приходим к выводу, что в рассматриваемом случае представитель нанимателя вправе принять решение о прекращении допуска к государственной тайне гражданского служащего и уволить его в связи с указанным прекращением, если соответствующее решение принято с учетом всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание сына должностного лица за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.
Нормативная база
- гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную службу иных видов.
Гражданам, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую или муниципальную службу Российской Федерации, необходимо предоставить в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования заполненную анкету (распоряжение правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р). Изменения и дополнение к анкете государственного гражданского служащего производились 16.10.2007, 05.03.2018, 27.03, 20.09, 20.11.2019.
Гражданам, поступающим на военную государственную службу по контракту в органы ФСБ, наряду с копиями личных документов, необходимо предоставить в территориальный орган безопасности либо в пограничный орган по месту жительства заполненную анкету по форме № 4 (постановление правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, с изменениями от 07.08.2019). Она требует больше информации о личности гражданина и о его родственниках, чем заполнение анкеты госслужащего на гражданскую или муниципальную службу. На ее основании принимается решение о допуске к государственной тайне Российской Федерации.
Где ограничена совместная работа близких родственников?
В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.
В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.
Близкие родственники не могут работать вместе:
- на государственной службе (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», ст. 16, п. 5 ч. 1);
- на муниципальной службе (Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», ст. 13, п. 5 ч. 1).
Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:
- в государственных корпорациях;
- в Пенсионном Фонде России;
- в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
- в публично-правовых компаниях;
- в Фонде социального страхования РФ;
- в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.
Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» допускается ограничение на деятельность лиц, которые занимают должности федеральной государственной службы (отдельные категории работников). В частности, это относится к директорам, начальникам, управляющим и главному бухгалтеру.
- Центральный
- Москва
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Курская область
- Костромская область
- Калужская область
- Липецкая область
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тульская область
- Тверская область
- Тамбовская область
- Ярославская область
- Московская межрегиональная транспортная прокуратура
- Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
- Главная военная прокуратура
- Статьи и заметки
- Северо-Западный
- Санкт-Петербург
- Архангельская область
- Вологодская область
- Калининградская область
- Ленинградская область
- Мурманская область
- Новгородская область
- Псковская область
- Республика Коми
- Республика Карелия
- Ненецкий АО
- Северо-Западная транспортная прокуратура
- Приволжский
- Кировская область
- Нижегородская область
- Оренбургская область
- Пермский край
- Пензенская область
- Республика Татарстан
- Республика Мордовия
- Республика Башкортостан
- Республика Марий Эл
- Саратовская область
- Самарская область
- Ульяновская область
- Удмуртская Республика
- Чувашская Республика
- Приволжская транспортная прокуратура
- Дальневосточный
- Амурская область
- Еврейская АО
- Забайкальский край
- Камчатский край
- Магаданская область
- Приморский край
- Республика Саха (Якутия)
- Республика Бурятия
- Сахалинская область
- Хабаровский край
- Чукотский АО
- Дальневосточная транспортная прокуратура
- Амурская бассейновая природоохранная прокуратура
- Сибирский
- Алтайский край
- Иркутская область
- Красноярский край
- Кемеровская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Республика Хакасия
- Республика Тыва
- Республика Алтай
- Томская область
- Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура
- Западно-Сибирская Транспортная прокуратура
- Восточно-Сибирская Транспортная прокуратура
- Северо-Кавказский
- Карачаево-Черкесия
- Кабардино-Балкария
- Республика Ингушетия
- Северная Осетия
- Ставропольский край
- Чеченская Республика
- Республика Дагестан
- Южный
- Астраханская область
- Волгоградская область
- Краснодарский край
- Ростовская область
- Республика Калмыкия
- Республика Адыгея
- Республика Крым
- Севастополь
- Южная транспортная прокуратура
- Уральский
- Курганская область
- Свердловская область
- Тюменская область
- Ханты-Мансийский АО
- Челябинская область
- Ямало-Ненецкий АО
- Уральская транспортная прокуратура
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее — гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ).
Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.
К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.
Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее — Методические рекомендации).
Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 — 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).
Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):
— стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;
— договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.
Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее — Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).
Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Аналогичное разъяснение относительно госорганов дает Минтруд России (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421). Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России в подобных случаях рекомендует направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, осуществление которых входило в прежние служебные обязанности госслужащего (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).
Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.