Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений

Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений

Запрос предложений — это способ проведения торгов, при котором победителя определяют не только по предложенной цене, но и по другим критериям, например, по качеству работ или по квалификации участников. Заказчики вправе провести запрос предложений только в определенных случаях, при этом участников они могут пригласить самостоятельно. О том, как проводится запрос предложений, рассказано в нашей сегодняшней статье.

Законодательное регулирование запроса предложений

Запрос предложений – это такая форма закупки, при которой заказчик направляет потенциальным поставщикам официальный запрос на предоставление предложения по поставляемым товарам, работам или услугам.

Он должен содержать все необходимые требования к объекту закупки и критерии определения победителя. Основные правила проведения этой процедуры содержатся в ФЗ-44 «О контрактной системе..» ст. 83.

Запрос предложений не является основной закупочной формой и проводится в ограниченном числе ситуаций. Часть 2 ст. 83 44-ФЗ содержит перечень случаев, когда компания может проводить торги через запрос предложений. По состоянию на 2018 год с учетом вносимых изменений в 44-ФЗ к таким ситуациям относят:

  • заключение контракта на поставку спортинвентаря и оборудования, спортивной экипировки, которые необходимы для подготовки и участия сборной РФ в Олимпиаде;
  • при закупке товара, услуги или работы по ранее расторгнутому контракту по ч. 9 или 15 ст. 95 44-ФЗ (при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта);
  • при закупках лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
  • при признании повторного конкурса несостоявшимся при отсутствии заявок, при несоответствии всех заявок требованиям, при уклонении победителя от подписания контракта (при этом заказчик не обязан проводить новую процедуру через запрос предложений и может выбрать другой вариант);
  • для закупок изделий народных художественных промыслов;
  • для закупок услуг юристов, экспертов и адвокатов при необходимости защиты интересов РФ в международных судах.

Чем отличается запрос предложений от других форм проведения торгов? По своей сути запрос предложений можно рассматривать как упрощенный вариант проведения закупки через конкурс. Но запрос предложений имеет следующие отличия от конкурса:

  1. Закупка имеет более сжатые сроки: 5 дней для запроса предложений (от момента публикации извещения в ЕИС для оглашения результатов) и 20 дней — для конкурсов.
  2. Запрос предложений дает возможность участникам улучшить предложенные ими условия исполнения контракта (при конкурсе возможность подачи окончательных предложений не предусмотрена).
  3. Заказчик имеет большую свободу при отборе критериев оценки заявок и выбора поставщика.

От таких закупочных форм, как запрос котировок и электронный аукцион, запрос предложений отличается дополнительными критериями оценки поступивших заявок, кроме цены контракта.

Как победить в запросе предложений (223-й ФЗ)


КАК ВЫИГРЫВАТЬ ТЕНДЕРЫ › КАК ПОДГОТОВИТЬ ЗАЯВКУ › ЦЕНЫ на НАШИ УСЛУГИ › ВСЕ об АУКЦИОНАХ ›

  • В предложении участников: 2 типа предложений: количественные (цена, сроки) и качественные (опыт, квалификация, качество работ или материалов). Само предложение можно для простоты именовать заявкой.
  • Реализация потенциала предложения (заявки).
  • Использование статистики.
  • Моделирование.
  • Оптимизация документации: запроса предложений, запроса котировок или конкурсной документации по ФЗ-223.

Реализация потенциала предложения (заявки).

  • «Выжать максимум» из своего предложения (заявки).
    • Найти и использовать резервы своего предложения (заявки).
  • Исключить необязательные ошибки, опечатки, неточности, разночтения.
  • Подробное описание мероприятий по реализации потенциала предложения (заявки).
    • Пример – как нужно максимально реализовывать потенциал предложения (заявки).

Результат: предложение (заявка) составлено «по максимуму», все учтено, использованы все рычаги и резервы для получения заявкой максимальной оценки. Как составить заявку, образец заявки — подробнее в разделе «Составление заявок на участие в конкурсе».

Использование статистики.

  • Анализ проведенных запросов предложений для этого же Заказчика.
    • Можно увидеть: сколько в среднем участников, сколько отклоненных заявок, за что отклоняют заявки, разрыв между лидерами и аутсайдерами.
  • Цены победителей
  • Среднее снижение цен – основа для ценового предложения.
  • Сочетания результатов проведенных запросов предложений.
    • Победитель взял запрос предложений без снижения цены «плюс» большой разрыв в оценках между победителем и 2-м местом.
    • Победитель взял запрос предложений без снижения цены «плюс» малый разрыв в оценках между победителем и 2-м местом.
    • Много отклоненных предложения (заявок) и только 1 участник.
    • Много отклоненных предложения (заявок) и только 2 участника.
  • Эти и другие сочетания являются основой для выбора тактики в подготовке заявки (предложения) и ее реализации.
  • Подробное описание отработки по статистике.
    • Пример – конкретный пример, с анализом предыдущих запросов предложений одного и того же Заказчика.

Результат: УРЗ уже знает, чего ожидать от будущего рассмотрения предложения (заявок) и принимает соответствующие меры заблаговременно.

Моделирование.

  • Моделирование проведения рассмотрения предложений: оценка предложения (заявки) УРЗ по критериям запроса предложений. Ответ на вопрос: какая оценка будет у предложения (заявки).
    • Изменяемые параметры.
      • Цена, сроки, описание.
    • Неизменяемые параметры.
      • Опыт или квалификация
  • Результат: превзойдет все ожидания.
    • В процессе моделирования УРЗ откроет для себя «массу интересного»:
    • От того, какую цену или сроки предлагать.
    • До того, что УРЗ может обнаружить «белые пятна» в документации.
      • Некорректные или неполные правила оценки предложений (заявок), которые приводят к «автоматическому» поражению большинства участников.
      • Далее – понятно – запрос с требованием внести изменения или жалоба в ФАС, цель: предоставление всем участникам равных условий, минимизация самой возможности субъективной оценки заявок.
  • Подтверждение или опровержение правильности выбранной участником размещения заказа тактики.
  • Если в документации есть «белый пятна», они будут выявлены.
Читать еще:  Благодарность врачу от пациента

Оптимизация документации.

  • УРЗ может и должен вносить изменения в документацию.
    • Если документации «что-то не так», «что-то не срастается».
  • В интересах самих УРЗ подавать запросы, чтобы Заказчик вносил изменения в документацию, необходимые именно для УРЗ.
  • Как это сделать, как анализировать документацию, на что обращать внимание, приоритетные пункты, важные для УРЗ – подробнее в разделе «Анализ конкурсной документации перед подачей заявки». Примечание — см. выше — о тождественности открытых конкурсов по ФЗ-44 и процедур по ФЗ-223. Соответственно и процесс и рекомендации по анализу документации о запросе предложений — аналогичны процессу и рекомендациям по анализу конкурсной документации.

Результат: из документации исключены пункты (обычно это некорректные критерии оценки заявок), которые заведомо делают для УРЗ невозможность победы в запросе предложений.

Обязательно.

  • Изучить документацию, и если что-то в ней «не срастается» – необходимо обязательно направлять запрос. Обязать Заказчика сделать такую документацию, в которой все корректно.
  • Если этого не сделать, то весьма велика вероятность того, что предложение участника либо отклонят, либо оценят его очень низко, пользуясь как раз теми самыми «белыми пятнами» в документации.

Реализация потенциала предложения (заявки).

  • Отработка для максимальной оценки по такому критерию, как «Цена».
  • Расчет рентабельности, установление предлагаемой участником цены контракта.
  • Анализ статистики — именно по ценам — корректировка цены, если это необходимо.

Отработка для максимальной оценки по такому критерию, как «Сроки выполнения работ».

  • Расчет, установление сроков выполнения работ, предлагаемых УРЗ.
  • Моделирование, в результате которого — корректировка сроков, если она требуется.

Отработка для максимальной оценки по качественным критериям.

  • Максимальная оценка по квалификации персонала у УРЗ.
  • Подготовка всех необходимых документов, подтверждающих квалификацию персонала, оформление недостающих документов, повышение квалификации персонала, если это необходимо.
  • Подготовка документов, подтверждающих опыт участника.
  • Получение письменных отзывов.
  • Моделирование: как увеличится оценка по опыту участника.

Максимальная оценка по предложению участника — по качеству работ.

  • Грамотно составленные разделы предложения.
  • Предложение по качеству: работ и материалов.
  • Описание работ, описание оборудования и техники, иных активов.

Статистика.

  • Определить тенденции в проведенных этим же заказчиком запросах предложений.
  • Анализ проведенных запросов предложений для этого же Заказчика.
  • Заказчики нечасто меняют критерии оценки предложений, делают «клоны» документаций. Соответственно и будущий запрос предложений скорее всего пройдет по уже имеющимся правилам, результаты работы которых и можно увидеть , отрабатывая статистику.
  • Можно увидеть тенденции по разрыву между победителями и участниками, и если есть явные лидеры и аутсайдеры, то это однозначный сигнал для участника размещения заказа.
  • Можно даже увидеть из-за чего предложения отклоняются, из-за чего предложениям присваивают максимальные и минимальные рейтинги или ставят высокие или низкие оценки.
  • Основа для определения параметров предложения УРЗ.
  • Четкое представление «как делать нельзя» и «как делать можно и нужно».
  • Ценовой вопрос – точнее «процентаж» снижения максимальной цены – это все даст понять УРЗ, на сколько, в среднем, победители запросов предложений снижают максимальные цены.

Моделирование.

  • Задача – прежде всего УРЗ должен разобраться в технологии проведения запроса предложений, в алгоритме проставления оценок предложениям, потом все это использовать для подготовки своего предложения.
    • Причем все критерии оценки уже указаны в документации.
  • Можно и нужно спрогнозировать относительно подаваемой заявки ее оценку.
    • Просто нужно все просчитать, смоделировать.
      • С учетом того, что описательная часть предложения сделана «на отлично».

Критерии оценки предложений (заявок).

  • Количественные критерии.
    • Цена контракта.
    • Срок выполнения работ.
  • Качественные критерии.
    • Качество работ.
    • Квалификация УРЗ
    • Опыт УРЗ.
    • Описание выполняемых участником работ.
  • Это «точные» критерии – цена и сроки, они же называются «количественными».
  • Для них существуют точные формулы, оценка производится объективно.
    • Субъективной мнение членов комиссии Заказчика здесь не играет никакой роли.
  • Есть критерии эмпирические, качественные.
  • Здесь экспертные оценки членов комиссии Заказчика играют приоритетную роль, то есть оценка предложения — субъективная.
  • Вопреки бытующему мнению, экспертные оценки ставятся не «с потолка», а на основании специальных таблиц, методических указаний.
  • См. «Шкалы экспертной оценки предпочтительности заявок».
Читать еще:  Как восстановить авто сданное в утиль

Зачастую используются композиции нескольких критериев, к примеру – квалификация и опыт УРЗ одновременно.

По каждому из критериев в документации должны указываться.

  • Значимость критерия: проценты.
  • Формула расчета оценок по критерию (для количественных критериев).
  • Количество баллов (для качественных критериев).
  • Условия присвоения значения в 0 (ноль) баллов

Подготовить заявки, найти интересные аукционы.

Сделать запросы, жалобы в ФАС и т.п.

Проконсультировать, грамотно ответить на вопросы.

РАБОТАЕМ
СО ВСЕМИ
РЕГИОНАМИ

Получать по 3 контракта

безошибочно и без отклонений

с МИНИМАЛЬНЫМ снижением

на деятельность компании

с минимальными затратами

контрактами на год

работы с тендерами

от инструкций до шаблонов

Участвовать в торгах

с МАКСИМАЛЬНЫМ эффектом

Полезная информация, инструкции, шаблоны, советы, все это – основа для участия и победы в тендерах.


УСПЕШНЫЕ ТАКТИКИ на торгах › КАК подготовить ЗАЯВКУ › КАК СНИЗИТЬ РАСХОДЫ на участие › АУКЦИОНЫ с АВАНСОМ ›

Кто становится победителем запроса предложений?

Возможность проведения закупки посредством запроса предложений устанавливается положениями ст. 83 ФЗ № 44. В этом случае все потенциальные исполнители заказа формируют предложения с указанием условий, на которых они согласны выполнить требования госзаказчика.

Общий перечень критериев, на основании которых производится выбор победителя среди всех участников закупки, установлен ч. 1 ст. 32 ФЗ № 44, согласно которой к ним относятся:

  • установленная потенциальным исполнителем стоимость услуг (товаров, работ);
  • размер расходов, которые он понесет при выполнении заказа;
  • основные характеристики объекта заказа (экологические, функциональные, качественные);
  • квалификация лиц, которых планируется привлечь к исполнению обязательств, приобретаемых исполнителем в случае его победы, а также наличие у него финансовых возможностей для выполнения заказа.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 32 ФЗ № 44, заказчик вправе самостоятельно определять и устанавливать критерии, на основании которых будет выбран победитель. Результаты оценки оформляются в табличном виде и включаются в состав пакета отчетной документации, формируемого по итогам проведения закупки.

После того как была проведена оценка заявок, все участники мероприятия могут передать организатору окончательное предложение, содержащее уточненную информацию об условиях, на которых они готовы выполнить требования заказчика. Если такое предложение не было подано, окончательными считаются первые варианты заявок. Выбор победителя производится посредством детального анализа содержания всех предложений (или окончательных предложений) и определения наиболее выгодного из них.

Составляем протоколы проведения и выписку

Итак, открытый запрос предложений в электронном виде проведен, все заявки получены и рассмотрены комиссией. Далее необходимо составить протокол проведения процедуры (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ).

В протокол проведения запроса предложений в электронной форме включаются следующие сведения:

  • все данные и основания отклонения заявок, а следовательно, отстранения участников процедуры;
  • сведения о заявке, в которой указаны наилучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • все условия исполнения контракта в том случае, если на участие в электронном запросе предложений подали только одну заявку.

Неотъемлемым приложением протокола является таблица, аккумулирующая оценочную информацию обо всех участниках госзакупки.

Далее необходимо подготовить и разместить в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписку вносятся данные об отстраненных участниках с указанием причин для их отклонения, а также условия исполнения контракта из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Участник, подавший единственный запрос, в выписке не указывается.

Срок ее размещения — не позже момента окончания рассмотрения и анализа поданных заявок (ч. 20 ст. 83.1). При этом сам протокол проведения надлежит опубликовать вместе с итоговым протоколом в соответствии с ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ.

Критерии оценки и подписание контракта

Выбор победителя осуществляется путем сверки поступивших заявок с критериями отбора, которые публикуются в правилах конкурса. Многие процедуры опираются на следующие критерии определения лучших заявок:

  1. Цена выполнения контракта.
  2. Низкие сопутствующие расходы (логистические, экологические и т.п.).
  3. Качественные и эксплуатационные характеристики товаров и услуг.
  4. Репутация и добросовестность подрядчика, наличие у него необходимых средств и квалификации.

Если заявка признается победившей, организации высылается проект контракта, с которым она должна ознакомиться.

Подписание контракта возможно не ранее чем через 7 дней и не позднее 20 дней со дня оглашения победителя.

Подписанный контракт направляется организатору, после чего он подписывает и публикует его в ЕИС. Гарантийное обеспечение возвращается в течении одного рабочего дня.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВЕЛИЧИНЫ ЗНАЧИМОСТИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ

Для оценки заявок Заказчик устанавливает следующие критерии оценки:

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки

Коэффициент значимости критерия оценки

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «цена контракта», определяется по формуле:

Читать еще:  Анонимно подать жалобу в полицию

,

— предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

— минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника закупки, заявка которого оценивается, по критерию «Цена контракта», количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:

Rai = 0,4 * ЦБi, где:

Rai– рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Цена контракта».

Оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки

Количество баллов для каждого критерия

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

Опыт работы участника запроса предложений.

Содержание критерия: При оценке заявок по настоящему критерию оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера с образовательными учреждениями.

Подтверждается копиями договоров с приложениями и актов выполненных работ.

от 1 до 20 контрактов/договоров

от 21 до 40 контрактов/договоров

40 контрактов/договоров и более

Обеспеченность участников запроса предложений трудовыми ресурсами.

Оцениваются представленные участником закупки сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (количественном составе сотрудников, состоящих в штате Исполнителя, имеющих документы, подтверждающие их правовой статус и квалификацию) для качественного и надлежащего оказания услуг. Баллы по показателю присваиваются в зависимости от количества квалифицированных сотрудников. 1

от 40 до 84 чел.

Деловая репутация участника закупки

Наличие у исполнителя рекомендательных писем, отзывов, благодарностей и, грамот и т. п.) по исполненным контрактам/договорам

Не представление в составе заявки на участие в закупке документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.

Порядок оценки заявок по критерию:

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по каждому из указанных показателей. Для расчета рейтинга, присуждаемого предложению участника закупки, заявка которого оценивается, по данному критерию, количество баллов, присуждаемых предложению участника закупки, заявка которого оценивается, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:

Rbi = 0,6 *НЦБi, где:

Rbi– рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения) по следующей формуле:

Rai– рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Цена контракта».

Rbi– рейтинг i-ой заявки по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

На основании результатов оценки заявок на участие в открытом запросе предложений комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер.

Победителем открытого запроса предложений признается участник открытого запроса предложений, который предложил лучшие условия исполнения контракта (получивший наибольший итоговый рейтинг) и заявке на участие в открытом запросе предложений которого присвоен первый номер.

В случае если в нескольких заявках на участие в открытом запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом запросе предложений, содержащих такие условия.

1 Заявленные участником закупки сведения должны быть подтверждены:

— наличие копий документов на каждого исполнителя услуг

и наличие копий трудовых договоров (в том числе срочных трудовых договоров или договоров подряда) на каждого исполнителя услуг.

*Обязательство может быть представлено в произвольной форме.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector