Социальное наследование это 2020 год

Социальное наследование

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его ок­ружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот известный российский генетик М. П. Дубинин.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение, что эти качества не наследуются, а приобре­таются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в гене­тических программах человека не заложена информация о соци­альном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Ка­ким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие ученые придерживаются теории «вро­жденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая из глубины веков: яблоко от яблони недалеко падает? В запад­ной педагогике доминирует утверждение, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождают­ся добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку даются драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полу­ченные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мос­тик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. К решению этого очень сложного вопроса нужно подходить со всей ответствен­ностью. В последнее время все более определенную, хотя и ос­торожную позицию о генной обусловленности социального по­ведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П. К. Анохин, Н. М. Амосов и другие видные ученые сначала завуалированно, а затем все более открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Влияние среды на развитие

Человек становится личностью только в процессе социализа­ции, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне чело­веческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние усло­вия, в том числе географические, социальные, школьные, семей­ные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и даль­няя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую от­носят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В по­нятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производст­венных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный об­щественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более вы­сокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отра­жение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также заклады­ваются в семье.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окру­жения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качес­тва воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем ка­ких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу раз­делились. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Результаты очень проти­воречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия иссле­дуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, мо­жет достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонни­ки биогенного, направления, отнюдь не менее значимо: 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного разви­тия 64% приходится на наследственные влияния, 16% — на раз­личия в уровне семейной среды, 3% — на различия в воспитании детей в той же семье и 17% : — на смешанные факторы (взаимо­действие наследственности со средой).

Читать еще:  Закон наследования приобретенных признаков 2020 год

Социальное наследование

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и та). Понятие «социальное наследование» ввел в научный оборот известный российский генетик М. П. Дубинин.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением советской педагогики долгое время было утверждение о том, что эти качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить с большой осторожностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осторожную позицию о генной обусловленности социального поведения заняли и отечественные специалисты. Академики П. К. Анохин, Н. М. Амосов и другие видные ученые открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки – благо или зло, к чему они могут привести, сейчас трудно предположить.

Ломброзо прав?

Почему одни люди совершают преступления, а другие нет? Этот вопрос давно волнует человечество. Еще в 1870-х гг. врач одной из итальянских тюрем Чезаре Ломброзо на основе своих изысканий заявил, что преступниками не становятся, а рождаются. Неблагоприятная наследственность – вот основная причина преступного поведения. Прирожденного преступника легко отличить от остальных людей уже по внешнему виду. У него сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей и т.п. Люди с преступными наклонностями не чувствительны к боли, у них чрезвычайно острое зрение, они ленивы, склонны к оргиям, их неодолимо влечет к совершению зла ради самого зла. Им присуще желание не только лишить жизни свою жертву, но и изуродовать труп, терзать тело жертвы, упиться ее кровью.

Ломброзо разработал детальную таблицу признаков «врожденного преступника», которую настоятельно советовал использовать. Путем обследований и измерений физических особенностей подозреваемых решается вопрос – с прирожденным преступником или нет, столкнулось правосудие. Прирожденного преступника следует «измерить, взвесить и повесить», остальных можно перевоспитывать.

Отношение к данной теории неоднозначное. Пылкие последователи Ломброзо развивают и достраивают учение, так как совершенно уверены в его правильности. Оппоненты осторожны и не склонны поддаваться эмоциям. Безусловно, как утверждают они, какая-то связь между внутренним миром человека и его наружным обликом есть, но не все так просто.

Основой теории Ломброзо стало положение о том, что в сфере социальной жизни, как и в природе, действует принцип «выживания наиболее приспособленных». Если этот принцип верен, значит, общество бессильно искоренить преступность. Оно не в состоянии повлиять на генную наследственность преступника и изменить его поведение.

Успехи генной инженерии уже позволяют исправлять некоторые нарушения в генной программе человека, но дойдет ли дело до реконструкции «генов преступности», пока никому не известно.

Наследство это

Вернуться назад на Наследство

Наследство (наследственное имущество, наследственная масса) — это имущественные и некоторые личные неимущественные права и обязанности наследодателя, которые после его смерти переходят к наследникам.

Наследование — это процесс передачи имущества (наследства, наследственного имущества) умершего к другим лицам.

То лицо, чье имущество передается после смерти, называется наследодателем. Наследодателями могут быть любые граждане Российской Федерации, в том числе и недееспособные или ограниченно дееспособные, а также иностранные граждане.

Наследниками могут быть физические лица, указанные в завещании или в законе и находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства дети. Эти лица являются правопреемниками наследодателя. При этом закон не ограничивает круг наследников дееспособностью, по возрасту, отношением к гражданству какой-либо страны. Это значит, что наследниками могут быть не только совершеннолетние, но и несовершеннолетние лица, а также дееспособные и недееспособные граждане. Призываться к наследованию могут граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Данные положения относятся к наследованию по закону и по завещанию.

После смерти Л. остались его мать — гражданка Израиля, жена, находящаяся на шестом месяце беременности, и сын. Через три месяца после смерти Л. родилась его дочь. В данном случае к наследованию призываются мать Л., его жена, сын, а также дочь, зачатая при его жизни, но родившаяся уже после смерти наследодателя.

В ситуациях, когда граждане, являющиеся наследниками друг друга, умирают в один и тот же день, они не наследуют друг после друга. В этом случае к наследованию призываются наследники каждого из них.

Наследодатель вправе завещать свое имущество или его часть в пользу юридического лица — государственной, общественной, религиозной организации или объединению, а также иному юридическому лицу. При этом к наследованию могут призываться только юридические лица, указанные в завещании и существующие на день открытия наследства.

Б. в своем завещании распорядилась передать по наследству антикварную коллекцию краеведческому музею г. Р., откуда она была родом. На момент открытия наследства краеведческий музей существовал, как юридическое лицо и был призван к наследству на основании завещания.

Наследником может быть и государство. В том случае, если отсутствуют наследники по закону и по завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все наследники отстранены от наследования, а также если никто из наследников не принял наследства либо все наследники отказались от наследства без указания, в чью пользу происходит отказ, то имущество умершего будет считаться выморочным, и перейдет в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Российская Федерация, субъекты РФ, другие населённые пункты, а также иностранные государства могут быть наследниками, если в отношении них наследодателем совершено завещание.

Нормами гражданского законодательства установлено два способа наследования: по закону и по завещанию.

Закон устанавливает право каждого человека иметь собственности имущество, свободно распоряжаться им передавать по наследству. Наследование по завещанию осуществляется в том случае, когда наследодатель оформил завещание, т.е. распорядился своим имуществом, оставшимся на момент его смерти, в пользу тех или иных лиц. Свобода завещания не умаляет обязанность его исполнения в строгом соответствии с законом, а именно с учетом права иных лиц на обязательную долю в наследстве, права наследования нетрудоспособными иждивенцами наследодателя и прочих обстоятельств, предусмотренных законом. Завещание должно быть составлено в соответствии с правилами, установленными ГК.

Наследование по закону происходит в тех случаях, когда отсутствует завещание, т.е. когда гражданин в силу каких-либо причин не пожелал составить завещание (например, не знал, как лучше поделить свое имущество между наследниками, не хотел кого-либо обидеть или не придавал значения завещанию) либо не успел этого сделать в силу обстоятельств (в результате гибели, внезапной смерти или тяжелой болезни, не позволившей составить завещание). Для наследования по закону причины отсутствия завещания не имеют значения. К такому наследованию призываются лица, указанные непосредственно в законе, где также определен порядок и условия перехода имущества наследодателя к наследникам. Наследниками по закону могут быть родственники и иждивенцы наследодателя.

Правонарушение
Наследственное право
Исполнительная власть
Правоохранительные органы
Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Социальное наследование это 2020 год

Что же такое социальное наследование?

Уникальность человека очевидна. Все попытки обучить обезьян мышлению и языку не дают результатов. Многочисленные исследования не обнаружили у них сознания. Даже когда обезьяну в возрасте трех дней забирали от матери и на протяжении ряда лет воспитывали как ребенка человека и вместе с ним, результаты были отрицательными. Эти данные еще раз подтвердили, что сознание — это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Животные, в том числе и приматы, по своему поведению и деятельности находятся как бы «внутри» природы, не выделяют себя из нее.

Но, быть может, отличие человека от животных в первую очередь в том и состоит, что сознание заложено у него в наследственности, еще до рождения, до общения с внешней средой? Вопрос этот волновал не одно поколение исследователей. Однако наблюдения подтвердили, что ребенок после рождения, если он силой обстоятельств лишился участия в общественно-практической деятельности, так же, как и любое дикое млекопитающее, не обладает сознанием и речью. Имеется немало хорошо документированных сведений о сотнях подобных случаев. Ведь «диких детей» находили немало: мальчика около Ганновера в 1723 году, мальчика из Авиньона во Франции в 1799 году, двух девочек — Амалу и Камалу в Индии в 1920 году.

В XVI столетии император Индии Абкар изолировал группу детей после рождения, чтобы выяснить, способны ли они без общения с людьми научиться говорить. Он убедился, что, будучи нормальными при рождении и хорошо физически развиваясь, эти дети говорить не умели.

С другой стороны, известны интересные работы со слепоглухими от рождения детьми по методу И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Эти работы были удостоены Государственной премии за 1980 год. Слепоглухие дети лишены слуха и зрения — органов, обеспечивающих общение ребенка с людьми в их общественно-практической деятельности. Слепоглухие дети в прошлом всегда оставались на уровне животного существования. Они не имели сознания, не умели говорить, не были способны к целенаправленному труду. Что же им мешало? Соколянский и Мещеряков доказали, что эта помеха состояла в отсутствии у них общественной практики. Для воспитания слепоглухих детей учеными был разработан метод подачи общественной информации в условиях совместно-разделенной деятельности, что вовлекло детей в общение с людьми, в общественно-историческую практику. Результатом этого было развитие у слепоглухих детей сознания, речи, творчества.

Эти факты показали, что сознание, мышление, речь, способность к целенаправленному труду, творчество не могут возникать из чисто биологического функционирования организма человека и его мозга. Сознание, все человеческие особенности возникают только в условиях общественно-практической деятельности, во взаимодействии с людьми.

Новейшие открытия в биологии и генетике должны были доказать и доказали, что человек только после рождения приобретает категорию надбиологического. При наличии всех свойственных ему биологических особенностей, и в том числе нормального мозга, надбиологическое в человеке само по себе не возникает. Стало ясно, что сознание как таковое не заложено в генах, оно появляется в индивидуальном развитии под влиянием общественной практики путем восприятия каждым последующим поколением всего того, что было накоплено предыдущими в области духовной и материальной культуры. Этот тип надбиологического наследования в человеке получил название социальной наследственности. Содержание социального наследования обогащалось и изменялось в разные периоды и у каждого отдельного поколения была, естественно, своя социальная программа.

Все новое о социальном наследовании до сих пор в штыки принимается некоторыми специалистами. Такое положение вполне понятно, ибо в современном мире теория социального наследования вновь, с позиций биологии и генетики, высоко поднимает марксистско-ленинское учение о человеке как о части природы и вместе с тем продукте истории.

Восприятие культуры путем обучения в каждом поколении — это сегодня очевидный факт. Он был хорошо понят многими известными учеными как прошлого века, так и настоящего времени. Однако учение о социальной наследственности и о социальных программах принципиально отличается от ранее предложенных представлений о культурной традиции, сигнальной наследственности и от других аналогичных взглядов. Дело в том, что социальное не просто сопровождало историю человека в виде культурной традиции, а формировало его дальнейшую биологическую эволюцию. Для современных людей влияние социальной программы — начало, активно используемое каждым человеком при формировании его личности. Более того, социальная наследственность — это движущая сила, отражающая в сознании уровень развития производительных сил и этим входящая в механизм процесса общественно-исторического развития человечества.

Материальным носителем социального наследования, содержащим нужные предпосылки для отражения всего богатства духовной и материальной культуры, служит человек, и в первую очередь его мозг. На основе исторического опыта, социальной программы в мозгу творчески строится образ, согласно которому человек действует. Социальная программа — отражение в индивидуальном сознании человека общественно-исторического опыта, приобретенного человечеством в процессе материального производства.

Содержание социальной программы в условиях классового общества всегда носит классовый характер, поскольку оно индивидуализируется сознанием. Человек не получает от рождения готовой социальной программы, она формируется в нем после его рождения посредством восприятия всего мира человеческих отношений, в которые он вступает по мере своего становления. Вместе с социальной программой появляются личностные особенности. Развитие человеческих свойств в индивидуальном становлении идет на основе социальных программ, оно вышло за пределы биологического контроля. Вся сознательная поведенческая активность человека, диктуемая его мировоззрением, основана на общественно-историческом опыте и поэтому совершается под контролем социальной программы.

Поведение человека — сложная категория, в которую включаются, кроме целеполагания, также воля, творчество, эмоциональная сфера. В связи с этим для индивидуальной специфики поведенческих реакций определенное значение имеют особенности биологии человека. Ведь в них заложены основы ней родинамических механизмов двигательных реакций темперамента, характера, нормальных процессов мышления и тому подобное.

Необходимо отметить, однако, что в индивидуальном развитии человека все биологические механизмы нормальных и даже патологических процессов, связанных с проявлением элементарных поведенческих реакций, опосредуются социальными условиями по многоканальным связям с внешней средой.

При таком толковании категория социального наследования выступает как важнейший элемент качественной специфики существования и прогресса человечества.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector